20.04.18

Школы Великих Лук в конце 1930-х гг.

Опубликовано на 29. Мар, 2017 в Газета, История края

История народного образования Великих Лук в 1930-е годы остается малоизученной. Восполнить этот пробел позволяют материалы Великолукского архива, а также документы и воспоминания, хранящиеся в Музее истории образования, а также сведения историков и краеведов, опубликованные в разных сборниках. Следует отметить, что сравнительный анализ официальных документов и воспоминаний свидетельствует о противоречивости некоторых сведений. Поэтому приоритет отдавался архивным источникам (статистические отчеты о работе школ города за 1936-1937 учебный год).
В довоенных Великих Луках система школьного образования была представлена тремя типами школ: начальные, неполные средние и средние. Остановимся на их характеристике подробнее.
Начальные школы давали четырехклассное образование. В городе работали семь начальных школ: № 3 (проспект Розы Люксембург, 19), № 4 (проспект Розы Люксембург, 7), № 6 (набережная Лейтенанта Шмидта, 14), № 8 (улица Ленинская, 27), № 9 (улица Карла Либкнехта, 10), № 10 (улица Пушкинская, 44), № 11 (Ямская площадь, 34). Средняя численность учащихся каждой школы составляла около 300 человек. Самой большой была школа № 9, где обучалось 507 учащихся. Из-за малого количества классных комнат почти все школы учились в две смены.

школа № 12 до войны

школа № 12 до войны

Учебный план включал в себя преподавание таких основных предметов как русский язык, арифметика, естествознание, география. Успеваемость была невысокой. Например, в школе
№ 11 из 314 учащихся не успевали 39 (11,4 %). Приблизительно такая же ситуация наблюдалась и в других школах. При каждой школе имелись библиотеки. Однако они не могли обеспечить даже минимальные потребности учащихся. Так, в школе № 4 библиотечный фонд составлял 105 книг. Это означает, что одна книга приходилась на четырех учащихся. Поэтому основным источником получения знаний оставался учитель. Не случайно для преподавателей создавался специальный библиотечный фонд. Техническое оснащение было слабым. Радиоточки существовали в четырех школах, телефонный аппарат лишь в одной. Внеклассная работа организовывалась благодаря деятельности нескольких кружков: Осоавиахима, технических, драматических, хоровых, юннатских, физкультурных, литературных, изобразительного искусства.
Особенностью начального образования довоенных Великих Лук являлось наличие двух национальных школ. Школа № 6 была эстонской, № 8 – еврейской. В них обучались дети представителей этих национальностей. Преподавание велось на родном языке, но изучение русского языка являлось обязательным. Национальные школы были самыми малочисленными: в эстонской – 16 учащихся, в еврейской – 34. Перед Великой Отечественной войной эти школы были закрыты, а учащиеся переведены в другие школы.
Педагогические кадры для начальных школ пополнялись за счет выпускников педагогического училища. При нем была создана школа № 3, на базе которой проходили практику будущие специалисты. Некоторое время директором этой школы являлась Вера Федоровна Желобенко. Многие выпускники педучилища всю свою жизнь связали со школой, став известными учителями. Александра Федоровна Смирнова (Жондецкая) несколько лет возглавляла школу № 4. После войны,

Школа № 7. 6-й класс

Школа № 7. 6-й класс

вернувшись из эвакуации, продолжила педагогическую деятельность в школе № 14 (с 1947 г., после ввода новой нумерации школа № 5). Александра Станиславовна Ишора после окончания училища работала за пределами Великих Лук, после войны преподавала в школах №№ 12 (4) и 3, была директором школы № 3. А.С. Ишора награждена орденом Трудового Красного Знамени. Ольга Семеновна Рудакова с 1937 г. работала в железнодорожной школе № 11 (после войны – № 70), заслуженный учитель школы РСФСР. Вера Ивановна Кравченко – ветеран педагогического труда, до войны работавшая в школах № 10 и 9, а после войны – в школе № 14 (5).
Неполные средние школы осуществляли семилетнее обучение. Их было четыре: школа № 2 имени Бубнова (улица Тимирязева), № 5 (набережная Лейтенанта Шмидта, 14), № 7 (улица Ботвина, 15), № 13 (улица Больничная, 2).
Помимо предметов, преподаваемых в начальной школе, прибавились литература, алгебра, геометрия, физика, химия, история, черчение, слесарное дело и иностранный язык. Необходимо отметить, что во всех школах в качестве иностранного преподавался только немецкий язык.
Каждая школа имела свои особенности. Школа № 2 была самой многочисленной. В ней по списку на 1 сентября 1936 года обучалось 1 130 учащихся. Причем, классы с 5 по 7 были переполнены невероятно. Например, в шести 5-х классах обучалось 442 человека, т.е. количество учащихся в одном классе доходило до 75. Именно это стало причиной открытия новой школы № 13 в середине учебного года. Из школы № 2 перевели 438 учащихся 5-7 классов (1-4 классы отсутствовали). Директором школы назначили А.А. Жондецкого.
Среди неполных средних школ тоже имелась одна национальная – латышская (школа № 5). В ней обучалось 55 человек, 17 из которых проживали в созданном при школе интернате. Здание школы во вторую смену использовалось для обучения детей из начальной эстонской школы № 6.

Светлов В.А.

Светлов В.А.

В отличие от начальных школ, в каждой неполной средней имелась должность библиотекаря. Самые большие библиотеки были в школах № 2 и
№ 7. Почти все школы оснащались радио, телефоном, громкоговорителем. Большой популярностью пользовались созданные в школах кружки: литературные, драматические, физкультурные и другие. В школе № 13 работал политкружок, а в школе № 7 свои организаторские и творческие способности ребята могли проявить в кружке «Затейник».

Некрасов А.Д. диретор школы № 14

Некрасов А.Д. диретор школы № 14

В сводках о нагрузке учителей школ города встречаются хорошо известные впоследствии фамилии. В школе № 2 немецкий язык преподавала А.С. Бадибелова, в 1949 году награжденная за педагогический труд орденом Ленина. А.А. Жондецкий – учитель географии школы № 2, а затем директор школы № 13, заслуженный учитель школы РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета», Почетный гражданин города Великие Луки.
Средних школ на 1 сентября 1936 года в городе было две: образцовая школа № 1 имени В.И. Ленина (Тимирязевская площадь, 4) и школа № 12 (улица Октябрьская, 22).
Обучение в средней школе продолжалось десять лет. В 8-10 классах к уже знакомым предметам прибавлялся курс тригонометрии, а исключались география и естество-
знание. Занятия проходили в одну смену. Школы были обеспечены телефоном, а в школе № 1 имелись радио и киноаппарат. Помимо этого, все учащиеся первой школы получали горячие завтраки, чего не было ни в одной школе. Был богат и библиотечный фонд – 5 000 книг для внеклассного чтения детей (всего обучался 551 учащийся) и 700 книг специально для преподавателей. Работало восемь кружков, в том числе шахматный – единственный в городе.
Директором школы и учителем химии была А.Д. Колпинская. После войны она возглавляла школу № 12 (4). Самой яркой фигурой школы по праву можно считать В.А. Светлова – учителя русского языка и литературы. Он был первым учителем в нашем городе, удостоенным звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1947 г.). Также награжден орденом Ленина
(1949 г.) и, единственный в городе, медалью К.Д. Ушинского (1952 г.). Русский язык преподавал и А.М. Ленкевич, награжденный в 1949 году орденом Ленина. Учитель географии И.А. Кителев после освобождения Великих Лук стал директором школы № 10, в 1949 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Историю преподавал молодой учитель,

Ишора А.С.

Ишора А.С.

выпускник Калининского педагогического института И.И. Левшин, уже в 1938 году назначенный директором школы № 12, а в период с 1954 по 1960 годы возглавлявший школу № 2.
Второй средней школой была школа № 12, построенная в 1936 году. В первый год работы она приняла 386 учащихся, десятый класс открыт не был.
Во всех школах города создавались октябрятские, пионерские и комсомольские организации, которые охватывали 3 825 учащихся, что составляло 83% от общей численности. В неполных средних и средних школах работали пионервожатые и комсомольские организаторы.
Анализ архивных данных свидетельствует, что существовала проблема нехватки педагогических кадров. В начальных школах отсутствовали специалисты – преподаватели музыки, физкультуры, рисования. Ощущался недостаток учителей и по другим предметам, поэтому распространенным явлением было совместительство.
Такова была организация учебного процесса в довоенных школах Великих Лук. В 1937 году была открыта еще одна школа № 14 на улице Торопецкой. Кроме того, следует отметить, что значительная часть детей Великих Лук получала образование в железнодорожных школах, которых было три (неполная средняя школа № 9 и средние школы №№ 10 и 11).