21.10.18

Сплав

Опубликовано на 21. Мар, 2018 в Газета, По дорогам Псковщины

Как-то летом, проходя по Сплавному проезду в Рябики, я услышал разговор двух подростков; «Пойдем, скупнемся на Сплав. – Пойдем». На мой вопрос, почему это место так называется, ребята пожали плечами.

«Сплавом в обиходе называется большая низина от Богдановского железнодорожного моста, тянущаяся вверх по левому берегу Ловати. В настоящее время она частично застроена жилыми домами и коттеджами. Также на ней находится роща, посаженная в 1960-х годах пионерами школы №8, и хороший пляж, охотно посещаемый великолучанами.
А столетие назад здесь возвышались груды бревен, штабеля досок и располагался довольно крупный, оснащенный передовым, по тем временам, оборудованием лесопильный завод, принадлежавший известному великолукскому богатею, купцу первой гильдии Вульфу Аароновичу Вязьменскому, после революции национализированный МОВИУ (Мобилизационным Военно-Инженерным Управлением) и позднее получивший название «Пролетарий».

Начало 20 века. Река Ловать и Богдановский железнодорожный мост (слева «сплав»)

Начало 20 века. Река Ловать и Богдановский железнодорожный мост (слева «сплав»)

Сплавлять лес по реке Ловать начали, предположительно, еще во времена Петра Первого. Одна из легенд гласит: «Отплыл царь-батюшка, – говорит народ, – и зачала мелеть Ловать Великая». Думается, это народное сказание содержит зерно истины. Массовая вырубка лесов по берегам Ловати для строительства Санкт-Петербурга и флота способствовала ее обмелению.
Но активный сплав по нашей реке начался уже в пореформенное время, во второй половине 19 века. К 1917 году в Великих Луках действовало четыре лесопильных завода: купцов Янкевича, Борудского, Позднякова и Вязьменского. Нас интересует только последний из них, построенный в 1900 году.
Благодаря сотруднице краеведческого музея С.П. Ткачевой, нашедшей в великолукском архиве интересные документы об этом заводе. мы можем узнать, как он выглядел в 1920-х годах. Это было одноэтажное деревянное здание с машинным отделением и пристройками: столярной мастерской, кузницей, пожарным депо, бревенчатым с дощатой пристройкой жилым домом, бараком (в котором помещалась библиотека, медпункт, театр и клуб-читальня для рабочих), столовой, флигелем, будками для сторожей, конюшней, кладовыми, ледником, платформой для подводки и погрузки лесоматериалов со стороны железной дороги, водоприемного колодца. Окружена территория завода была дощатым забором с колючей проволокой.

1930-е годы. Лесопильный завод «Пролетарий»

1930-е годы. Лесопильный завод «Пролетарий»

Лесозавод был оборудован локомобилем мощностью в 25 лошадиных сил, паровым насосом и паропроводом, водопроводом, двумя лесопильными рамами, зеймером, концерезкой и строгательным станком. Работал он на отходах собственного производства. Помимо различных досок изготавливались щиты для «финских домиков», а также ящики. Готовая продукция сбывалась предприятиям и жителя города. В 1919 году на заводе работали 54 человека.
В связи с тем что производственное оборудование завода «Пролетарий» к концу 20-х годов основательно износилось, началась его реконструкция, завершенная в 1932 году. Чтобы приплывающие по Ловати бревна было удобнее доставлять на переработку, по территории завода была проложена узкоколейка. По воспоминаниям старожилов, над заводскими корпусами возвышалась высокая труба с флагом и надписью: 1932 год. Согласно документам, в 1930-е годы лесозавод «работал на полную мощность».
С началом Великой Отечественной войны и приближением врага к Великим Лукам, по заданию руководства завода два его инженерно-технических работника (впоследствии погибших на фронте) сняли и где-то спрятали все ценное оборудование. Попытки немцев в период оккупации его найти и снова запустить завод не увенчались успехом.
А во время боев за освобождение города все заводские постройки были сожжены. Очевидно, в этом месте шли особенно сильные бои, так как местные жители вспоминали, что уже в послевоенное время, на «сплаве» нашли множество мин и две огромные 500-килограммовые неразорвавшиеся авиабомбы.
Во второй половине 1940-х годов, когда строителям, возрождавшим из руин наш город, крайне необходимы были деревянные изделия, сплав леса по Ловати во-
зобновился. Занимались лесозаготовками в районе Полибина пленные немцы, чей лагерь находился в деревне Мордовичи. На месте завода «Пролетарий» поставили обычную лесопилку, проработавшую до конца 1950-х годов. Затем бревна стали вывозить лесовозами в другие места.
А в память о «сплаве» в Великих Луках остались улица Сплавная (в 1970-х годах переименованная в улицу Маршала Жукова) и Сплавной проезд. Да еще топоним, который сейчас могут объяснить только люди старшего поколения.