19.04.18

Великолукский драматический театр середины XX века (к 100-летию театра)

Опубликовано на 28. Мар, 2018 в Газета, История края

27 марта отмечается Всемирный день театра. В 2019 г. Великолукскому драматическому театру исполнится 100 лет. История театральной жизни нашего города имеет много ярких страниц. Одна из них связана с возрождением театральной жизни после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Этому периоду посвящена статья Валентины Михайловны Угличининой, учителя школы № 9 г. Великие Луки, опубликованной по итогам ее выступления на региональных краеведческих чтениях. Сегодня мы знакомим наших читателей с выдержками из этой статьи.
В 1943 г. город был освобождён от фашистов. В 1944 г. была организована Великолукская область, и тут же встаёт вопрос о возрождении театра. Из прежнего актёрского состава театра в разрушенный город вернулись только трое. Одним из них был Михаил Петрович Гулюкин. В прошлом молодой токарь московского завода «Динамо», потом профессиональный актёр Великолукского драмтеатра, который с первой вестью об освобождении Великих Лук возвращается в город. Перед глазами Михаила Петровича встал город, превращенный врагом в руины. М. Гулюкин принимает активное участие в восстановлении города и возрождении театра…
Дом Красной Армии. 1944 г. Ныне место ДрамтеатраЗа всю свою творческую жизнь Михаил Петрович сыграл множество ролей. Это бессмертные образы русской, советской и зарубежной классики. Вместе с М. Гулюкиным в родной театр вернулись А. Сперанская и И. Зеленов. Постепенно создавалась новая труппа, театр начинал свою работу. Однако в освобождённом городе ещё не было возможностей для полного возведения театра, и небольшому театральному коллективу пришлось временно покинуть город и переехать в Западную Двину.
В 1945 г. театр вернулся в родной город. Первый послевоенный сезон был открыт в помещении столовой (здание современной типографии). Потом спектакли перенесли в центр города в здание бывшего кинотеатра «Победа». Играли только 3 дня в неделю. В это время шло деятельное восстановление здания театра.
В 1947 г. на месте разрушенного дома Красной Армии восстановлен новый театр, который действует и сейчас. Первый театральный сезон открыли пьесой Н. Погодина «Кремлёвские куранты». Главным режиссёром театра тогда был Заслуженный артист РСФСР, известный театральный деятель А.И. Канин. Театр работал в полную силу. Об этом говорит и репертуар того времени: «Крепость на Волге» Кремлёва, «Калинова Роща» Корнейчука, «Разлом» Лавренёва, «Любовь Яровая» Тренёва, «Огненный Мост» Ромашова, «Ревизор» Гоголя, «Беспреданница» Островского, «Живой труп» Л. Толстого, «Накануне» Тургенева и многие другие… Эти пьесы игрались в театре и радовали зрителя долгие годы. Театр рос, сплачивался творческий коллектив, расширялся репертуар. На сцене появились такие спектакли как «Оптимистическая трагедия» Вишневского, «Слуга двух господ» Гальдони, «Овод» Войнич, «Человек с ружьём» Погодина, «Раскинулось море широко» Вишневского, «Последние» Горького, «Замок Броуди» Кронина, «Васса Железнова» Горького и многие другие.

Драмтеатр 1956 г.

Драмтеатр 1956 г.

К 1952 г. завершилась реконструкция здания театра, оно обрело тот вид, к которому привыкли многие поколения великолучан.
Театр всё больше приобретает популярность благодаря ярким спектаклям. Наряду с классикой ставились пьесы местного автора А. Рудого «Этих дней не смолкнет слава» – о легендарном полководце Сергее Лазо. Об этом спектакле «Великолукская правда» в 1950 г. писала: «Для всякого периферического театра является большой победой создание спектакля, который мог бы стать фактом общетеатральной жизни страны. Одним из таких отрадных явлений, вне всякого сомнения, оказался новый спектакль «Этих дней не смолкнет слава». Общие усилия главного режиссера К.С. Черняева и актеров театра увенчались успехом. Был создан интересный спектакль, тепло и сочувственно воспринимаемый взыскательным великолукским зрителем».
«Театр в городе любят. Популярность театр приобрел благодаря хорошим спектаклям. Постановкой пьес местных авторов: А. Рудого «Этих дней не смолкнет слава», А. Сурова «Зеленая улица» – театр завоевал первенство на Всесоюзном смотре спектаклей на современную советскую тему. Во главе творческого коллектива стоял в то время молодой режиссёр Константин Черняев», – сообщала газета «Известия» в мае 1952 г.

А.Д.Шатов

А.Д.Шатов

Несмотря на трудности послевоенного времени, театр выезжает на гастроли не только по области, но и в другие города России: Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Каунас, Калининград, Псков, Могилёв, Витебск и многие другие. Везде – благодарный зритель и полные залы. Театральный коллектив решает работать с местными драматургами. На театральных афишах появились названия ещё трёх произведений местных авторов: «Андрей Ставров» и «Горячее сердце» И. Шура, «Капитан Корнев» В. Тютьманова.
«Всякий раз, когда на сцене театра начинает свою жизнь новая, нигде еще не шедшая пьеса, это вызывает законный интерес публики. Поэтому вполне понятно то внимание, с которым встретили зрители драму «Капитан Корнев». Автор ее – молодой художник, работавший на Великолукской мебельной фабрике, Владимир Тютьманов. Привлекала и литературная форма произведения – пьеса написана в стихах. Спектакль «Капитан Корнев» прошел на великолукской сцене несколько раз. Это говорит о том, что спектакль выдержал проверку временем» («Великолукская правда» 23 мая 1956 г.).
Театр показывает произведения великолукских драматургов и на гастролях. И это было похвально. «Редко гастроли в другом городе столь наглядно раскрывают творческую жизнь театра, как недавно закончившиеся гастроли Великолукского областного театра в Ленинграде. Показанные шесть спектаклей позволяют судить о репертуарных исканиях театра, о творческих возможностях труппы, о характере режиссуры, дают возможность говорить о сильных и слабых сторонах деятельности театра. Гастроли показали, что театр располагает самым дорогим и самым трудно создаваемым капиталом – сильным, талантливым костяком основных исполнителей» («Великолукская правда» 15 июля 1956 г.).
«Великолукский драматический театр имеет своё индивидуальное творческое лицо, его работы радуют своеобразием художественного почерка» («Литературная газета» 1955 г.).
«Великолукский областной драматический театр настойчиво и смело работал с местными драматургами, благодаря которым создал свой оригинальный репертуар. И ценно то, что великолучане сумели так прочесть и поставить эти пьесы, что они представляют несомненно художественный и театральный интерес. Недаром ленинградцы очень тепло принимают спектакли» («Ленинградская правда» 3 июля 1966 г.).
Великолукский драматический театр, как видите, прошёл трудный путь исканий, но в этом он нашёл себя, создал своё лицо, свою неповторимую творческую труппу и стал дорог и любим зрителями.
Что же такое театр? Это высокое искусство слова, а ещё это актёры, режиссёры, художники – энтузиасты, труженики, мечтатели. Именно они восстанавливали послевоенный театр, сохраняли традиции, формировали репертуар и расширяли его. Именно к ним принадлежал и выдающийся актёр нашего театра Александр Дмитриевич Шатов. Более сорока лет он отдал Великолукскому драмтеатру, все это время он тщательно составлял театральный архив, благодаря которому мы, современное поколение, можем знать, как развивался театр и какие актёры в нём верой и правдой «служили» искусству.
Творческий путь Александр Дмитриевич начал в Харькове в 1915 г. За 40 с лишним лет творческой работы он сыграл сотни ролей во многих театрах страны. Его герои были разноплановы, порой совершенно противоположны. Но было у актёра и главное амплуа, о котором он с юмором говорил: «Если в пьесе есть профессор, можно не сомневаться – эту роль поручат мне». И в самом деле, Шатов сыграл бесчисленное множество людей науки.
Один из периодов театральной жизни А.Д. Шатова связан с Воронежским драматическим театром. Здесь он одновременно занимался театральной педагогической деятельностью в Воронежском Государственном театральном училище. В годы Великий Отечественной войны А.Д. Шатов работал в театрах Урала и Башкирии, не прекращая преподавать актёрское мастерство. С 1950 г. А.Д. Шатов связал свой творческий путь с Великолукским, тогда ещё областным, драматическим театром.
Редко в каком спектакле не был занят Александр Дмитриевич. В газетах того времени можно прочитать: «Прекрасно исполняет роль Егора Кузьмича Лутонина артист А.Д. Шатов. Он сумел правдиво и взволнованно показать образ потомственного рабочего, новатора и творца… Лутонин в исполнении Шатова – человек строгих правил, чётких и правдивых убеждений… Именно таким он и задуман авторами пьесы. Роль Лутонина – новая удача артиста А.Д. Шатова» («Великолукская правда» 1951 г.).
В 1954 г. на сцене Великолукского областного театра была поставлена пьеса по роману
Н. Островского «Как закалялась сталь». «Основная идея пьесы «Как закалялась сталь» понята режиссером А.Б. Випманом и донесена до зрителя правильно. Многие актеры живут жизнью создаваемых ими образов и поэтому волнуют зрителя» («Великолукская правда»).
А.Д. Шатов сыграл множество ролей в Великолукском драматическом театре: «История одной любви», «Андрей Ставров» И. Шура, «Два капитана» Каверина, «Власть тьмы»
Л. Толстого, «Дядя Ваня» А.П. Чехова и другие.
Великолучане знали А.Д. Шатова не только как актёра, но и как режиссёра. Это такие постановки, как: «Коварство и любовь»
Ф. Шиллера, «Потерянный дом» С. Михалкова, «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой и матушке любимой» В. Гольдфельда, «Хитроумная влюблённая» Лопе де Вега и многие другие. В спектакле «Женитьба» Н.В. Гоголя Александр Дмитриевич выступает в роли режиссёра и сам играет надворного советника Подкалесина Ивана Кузьмича.
Судя по отзывам газеты «Великолукская правда» прошлых лет, одним из интересных и удачных спектаклей, поставленных А.Д. Шатовым, была «Сказка об Иване Царевиче, о земле родимой, о матушке любимой», написанная драматургом В. Гольд-
фельдом по мотивам народных сказок. Это был, по существу, единственный детский спектакль того времени, в котором многие образы были объединены. «Режиссёру А.Д. Шатову пришлось немало потрудиться, чтобы на сухом материале драматического произведения создать неплохой по общему звучанию спектакль» («Великолукская правда» 1951 г.).
Творческий путь Александра Дмитриевича был отмечен благодарственными письмами, почетными грамотами: «За успешную творческую работу и высокое художественное мастерство» (1945 г.), «За активное участие в восстановлении города Великие Луки» (1946 г.), «За достигнутые успехи в создании жизненно правдивых, убедительных образов в спектаклях областного драматического театра» (1951 г.) и др.
22 мая 1957 г. в Великолукском драматическом театре коллектив чествовал А.Д. Шатова в связи с 40-летием служению театральному искусству. «В фойе – красочный стенд, посвященный юбиляру. В этот день на сцене театра спектакль «Одна». Громом аплодисментов встречает зал Александра Дмитриевича. После спектакля звучат поздравительные речи, награждения, зачитываются поздравительные телеграммы. Всего на имя юбиляра поступило около ста телеграмм из разных концов страны» («Великолукская правда»).
«Дорогой Александр Дмитриевич, сердечно поздравляю со славным юбилеем. Годы совместной работы, общения с Вами, человеком, артистом с большой буквы вспоминаю с благодарностью. Будьте здоровы». Заслуженный артист РСФСР, артист Центрального театра Советской армии Вишняков.
«Шлю дорогому юбиляру сердечное поздравление. Пожелания здоровья, многих лет успешной радостной работы». Заслуженный деятель искусств, лауреат Сталинской премии Медведев, Челябинск.
Весь творческий путь рядом с А.Д. Шатовым прошла его жена Елена Евдокимовна Смоленская, актриса драматического театра. В 1966 г. они отметили золотую свадьбу.
А.Д. Шатов ушел из жизни 27 ноября 1974 г. Он внес значительный вклад в развитие Великолукского драматического театра середины XX в.