19.04.18

Образование в России: творческий процесс или услуга?

Опубликовано на 04. Апр, 2018 в Газета, Образование

В Министерстве образования и науки Российской Федерации подвели итоги работы за 2017 год. Расширенное заседание коллегии состоялось в середине марта. Руководитель ведомства О.Ю. Васильева обозначила основные итоги и приоритетные планы с опорой на майские указы Президента, принятые Владимиром Путиным в 2012 году. Министр назвала нормативный акт «катализатором изменений в образовательной и научной сфере на федеральном и региональном уровнях».
– Мы выявили наиболее проблемные участки, сформировали механизмы оперативного решения задач, отработали инструменты взаимодействия со всеми участниками реализации майских указов, – сказала Ольга Юрьевна, уточнив, что одним из самых значимых и масштабных направлений в этой работе стал рост заработной платы педагогических работников на всех уровнях образования.
Глава Минобрнауки России сообщила, что на протяжении года уровень среднемесячной заработной платы поэтапно повышался. В абсолютных значениях в сравнении с 2016 годом на тысячу шестьсот рублей – в общем образовании, на четыре тысячи двести рублей – в дополнительном детском, на две тысячи четыреста рублей – в профессиональном, на восемь тысяч семьсот рублей – в высшем образовании.
Однако, несмотря на поэтапное выполнение майских указов Президента, в современной российской образовательной системе остается еще немало чувствительных тем и болезненных вопросов. Можно ли считать полноценными знания школьника, воспитанного в духе ЕГЭ? Почему сегодняшние учителя вынуждены значительную часть своего времени заниматься бумажной работой, а не творчеством? Какое качество образования демонстрируют высшие и средние профессиональные учебные заведения? К чему ведет компьютеризация образования и почему учительство и преподавание сегодня называют коммерческим термином «услуга»?
В связи с актуальностью темы и по многочисленным просьбам читателей мы открываем новый цикл статей, посвященных проблемам российской образовательной системы на разных ее ступенях.
Для начала обратимся к недавнему Посланию Президента Федеральному собранию. В ходе его оглашения Владимир Путин признал: для того чтобы решить ключевые задачи образовательной системы, необходимо переходить к принципиально новым технологиям обучения, в том числе индивидуальным, создавать все возможные условия для раскрытия детских талантов и творческих устремлений.
«В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Международные эксперты признают, что наша начальная школа уже одна из самых сильных в мире. Мы продолжим и активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех уровнях. При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости», – сказал Президент.
При этом глава государства уверен: нельзя забывать об учителях. Поддержка талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост педагогов сегодня крайне необходима, как и выстроенная, открытая, современная система отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ, ведь именно от них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов.
В своем выступлении, которое носило принципиально новый, рубежный характер, Владимир Путин затронул также тему профориентации будущих специалистов. Школьники, абитуриенты и студенты должны иметь четкое представление о желаемой профессии.
«Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнёрами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей».
Безусловно, всех проблем одним Посланием не искоренить. Необходима комплексная, целенаправленная, компетентная работа всех подведомственных структур и организаций. Нужна заинтересованность и желание образовательного сообщества профессионально решать наиболее злободневные вопросы.
Минобрнауки реагирует на вызовы современной образовательной системы и ежегодно проводит комплекс разнообразных мероприятий. Среди них министр Ольга Васильева называет разработку стратегии развития образования – документа, охватывающего все уровни; модернизацию образовательной статистики; комплексный мониторинг системы; работу по совершенствованию и актуализации федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования. Все эти проекты были реализованы на практике в 2017 году.
На ближайшую перспективу глава ведомства обозначает следующие задачи:
– реализацию проекта по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
– формирование национальной системы учительского роста;
– разработку и утверждение предметных концепций по физике, химии, биологии, астрономии, ОБЖ;
– государственную поддержку модернизации и обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
– поэтапное внедрение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и модернизацию дефектологического образования;
– развитие органов студенческого самоуправления и реализацию программ международного молодёжного сотрудничества;
– завершение работы над проектом Федерального закона «О научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации».
В своих материалах вместе с экспертами, сотрудниками городского управления образования, педагогами и другими заинтересованными лицами мы покажем, что ждет образование в дальнейшем.

(Продолжение следует…)

По материалам Минобрнауки РФ.
Фото автора и с сайта Минобрнауки РФ.