20.06.18

Книги в моей жизни

Опубликовано на 11. Апр, 2018 в Газета, Я вспоминаю...

«Наша книга детская –
Детская, советская,
Смелая и честная –
Верный друг ребят!
Книгу всем понятную,
Умную, занятную
Мальчики и девочки –
Все читать хотят!»

Эти строки из «Песенки юных читателей» Сергея Михалкова были продекламированы мной – третьеклассником, на одном из школьных мероприятий.
Надо сказать, что знакомство автора этих строк с книгами состоялось еще в раннем детстве. Моя мама, Орлова Валентина Евдокимовна, была учительницей русского языка и литературы, и в нашем доме имелась приличная библиотека. Вначале книги мне читала любимая бабушка Нюра, самая первая из которых была «Как медведь трубку нашел». В те, уже далекие времена, выпускалась хорошая серия для детей «Мои первые книжки». Были в ней и «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка, и «Серебряное копытце» Бажова, и «Никита и его друзья» Чарушина, и многие другие.
001Лет с пяти-шести я начал читать сам. Прочитал всю детскую классику: Незнайку, Буратино, Чиполлино, Карлсона, Нильса, Элли, Хоттабыча, прекрасные сборники зарубежных сказок
Ш. Перро, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и русских «Иван Меньшой – разумом Большой», «Ненаглядная красота», «Серебряное кольцо» и пр. А также о жизни ребят и девчат моего возраста: Л. Воронковой «Солнечный денек», Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», Ю. Сотника «Невиданная птица», Р. Погодина «Кирпичные острова»… И, конечно, четырехтомник Аркадия Гайдара.
В школе постоянно участвовал во всех литмонтажах и различных утренниках, причем уже в пятом классе читал наизусть такие большие стихотворные произведения, как «Сын артиллериста» К. Симонова и «Ленин и печник» А. Твардовского.
В газете «Пионерская правда», которую мне выписывали со второго класса, часто печатались интересные повести. Из них наиболее запомнилась созданная нашим земляком Вильямом Козловым «Президент Каменного острова».
002В 1964 году четвероклассник Вова Орлов тоже решил стать писателем и засел за «страшную сказку» «Тайна заброшенной крепости» о приключениях мальчика Пети и его рыжего кота. Но через десяток страниц понял, что сказка стала напоминать «Черную курицу, или Подземные жители» А. Погорельского, и бросил эту затею.
С середины 1960-х годов, в целом по стране и в Великих Луках в частности, начался «книжный бум», в результате чего стал остро ощущаться дефицит интересной литературы. Она мгновенно «сметалась» с прилавков книготоргов или вообще не доходила до них, сбываясь «по блату». То же самое происходило и с подпиской. Поэтому в седьмом классе я записался в библиотеку Дома культуры имени Ленина, которую вспоминаю с теплым чувством.
Она занимала четыре больших комнаты на втором этаже, выходящие окнами на речку Ситовку. В центре был читальный зал, слева детский абонемент и помещение, где хранились фонды, справа взрослый абонемент. Обслуживали читателей две доброжелательные приветливые библиотекарши, кажется, их звали Мария Георгиевна и Фаина Серафимовна. Хотя меня записали в детское отделение, но разрешили брать книги и из взрослого. Там я жадно «набросился» на приключенческую и фантастическую литературу. Самым моим любимым писателем в это время стал знаменитый Жюль Верн, собрание сочинений которого в 12-ти томах имелось в библиотеке. До сих пор помнятся стихи о его книгах: «Хочешь, в дальние синие страны, В пенье вьюги, в тропический зной, Поведут нас с тобой капитаны, На штурвал налегая резной. Зорок взгляд их, надежны их руки. И мечтают они лишь о том, Чтоб пройти им во славу науки Неизведанным прежде путем». Другими любимыми писателями были: Томас Майн-Рид,

1974 год. Студент первого курса ЛГПИ имени А.И. Герцена  В. Орлов

1974 год. Студент первого курса ЛГПИ имени А.И. Герцена
В. Орлов

Роберт Льюис Стивенсон, Джеймс Фенимор Купер, Александр Дюма, Артур Конан-Дойль.
В библиотеке имелись оба выпуска «Библиотеки приключений» и много книг красиво изданной «Библиотеки приключений и научной фантастики», выпущенных издательством «Детская литература». Ее и сейчас невозможно купить нигде. На книжных «развалах», на рынке продается, в основном, т.н. «макулатурная» литература (книги, полученные в 80-90-е годы за сданную макулатуру). В личной библиотеке автора сохранилось более 40 книг из этой замечательной серии.
Что касается фантастики, то знаменитые Рэй Бредбери, Карел Чапек, Айзек Азимов и Станислав Лем, а также многие советские произведения, изображавшие унылое коммунистическое общество будущего и наивные космические перелеты, мне казались скучными, поэтому им предпочитал Герберта Уэллса, Александра Беляева, братьев Стругацких и братьев Абрамовых.
Именно в те годы я познакомился и с первой книгой по краеведению. К юбилею нашего города вышел замечательный, не превзойденный до сих пор, сборник «Великие Луки – 800 лет», который был прочтен с большим интересом. Читались книги быстро, например, «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, про знаменитого пирата, «проглотил» за одни сутки. Велся в эти годы и читательский дневник, ныне хранящийся в городском музее истории образования.
В начале 1970-х годов библиотеку перевели в многоэтажный дом на улицу Малышева, а в ее помещении открыли музей истории локомотиворемонтного завода (ныне не существующий). В конце 1980-х годов библиотеку закрыли. Мне, бывшему тогда депутатом областного Совета, удалось временно отсрочить это печальное событие, обратившись к городской администрации, но, к сожалению, ненадолго.
Что касается книг, изучаемых в школе, то, поскольку моя мать являлась литератором, все их пришлось прочесть, хотя и без особого энтузиазма. За исключением романа «Что делать» Н.Г. Чернышевского. Он вызвал такое отвращение (особенно Рахметов и сны Веры Павловны), что был оставлен недочитанным. Зато очень понравились «Петр Первый» Алексея Толстого и стихи Сергея Есенина. Кстати, прозу я все время любил больше поэзии, а сам стихов никогда не писал.
Нельзя не упомянуть и целый
пласт книг, сыгравших важную
роль в моей биографии, – это историческая литература. Про-
читанные еще в детстве «Борьба за огонь» «Папирус из города мертвых», «Троянская вой-
на и ее герои», «На краю Ойкумены», «Слоны Ганнибала», «Петрушка – душа скоморошья» и другие способствовали пробуждению любви к предмету истории. Став студентом истфака ЛГПИ имени Герцена, а затем учителем, я всегда помнил слова одного из наших профессоров: «Уроки истории, в первую очередь, должны быть интересными». Думается, это удалось, т.к. моим многочисленным ученикам они нравились все 36 лет моей работы в школе. Для этого было прочитано много научно-популярной и художественной литературы о прошлом, среди которой первое место занимают книги Валентина Пикуля. В конце 20 века они пользовались огромной популярностью, хотя их и критиковали серьезные ученые за псевдонаучность.
Раз уж речь зашла об уроках, то нельзя не упомянуть еще об одном любопытном моменте. В начале педагогической карьеры у меня, после изучения учебного материала в конце урока, часто оставалось несколько свободных минут. И однажды, чтобы утихомирить расшалившихся учеников, я рассказал им какую-то страшную историю, прочитанную раньше. Результат был потрясающий. Ребята слушали раскрыв рты и даже не обратили внимание на прозвеневший звонок на перемену. С тех пор, когда оставалось свободное время, учитель Орлов рассказывал о вампирах, оборотнях, ведьмах и прочей нечисти, которые были созданы воображением А.К.Толстого, Проспера Мериме, Эдгара По,
А. Бестужева-Марлинского и других писателей, не говоря уже о Н.В. Гоголе. За это ему частенько «влетало» от администрации школы, которая считала, что лучше бы было вместо «страшилок» закреплять изученный материал.
Это, конечно, правильно. Но многие мои бывшие ученики, давно ставшие взрослыми, на вечерах встречи частенько говорят: «Владимир Викторович, Вы написали четыре книги по краеведению («Путешествие в прошлое. Великие Луки», «Окно в исчезнувший мир. Великие Луки», «Храмы Псковской земли», «Великие Луки прежде и теперь» – В.О.). Вот бы Вам еще издать «Ужастики от Орлова». Это был бы бестселлер, и разошелся бы он молниеносно».
В заключение надо сказать, что книги я продолжаю читать, хотя и не так часто, как раньше. В книжных магазинах сейчас огромный выбор литературы на все вкусы, но читательский спрос на них резко упал. Подрастающее поколение заменило чтение книг компьютером и другими электронными суррогатами типа планшетных или аудио-
книг. Но глубоко убежден, что классическую бумажную книгу рано сбрасывать со счетов, что она по-прежнему играет и будет играть важную роль в жизни человечества. Знаменитый французский просветитель Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». А старинная русская пословица гласит: «Книги читать не дурака валять, а ум и сердце развивать».
Владимир Орлов,
историк-краевед.