14.11.18

Среднее профессиональное или высшее образование: выбор и ответственность каждого

Опубликовано на 03. Май, 2018 в Газета, Образование

За последние годы в России рабочие профессии из «непрестижных» и «неперспективных» перешли в разряд дефицитных и весьма востребованных на рынке труда. Работодатели «изголодались» по толковым инженерам-технологам, инженерам контрольно-измерительных приборов, техникам. Спрос сохраняется на врачей и медсестер, бухгалтеров, квалифицированных рабочих — сварщиков, токарей, электромонтажников (По данным Министерства труда и социальной защиты РФ).
В основном специалистов такого профиля готовят в средних профессиональных учебных заведениях, где студенты с первых курсов втягиваются в рабочий процесс, оттачивают свои навыки в учебных мастерских и на производственных предприятиях. Поэтому зачастую выпускник со средним специальным образованием сейчас ценится работодателями даже больше, чем с высшим.
Ставку на практическое овладение студентами своих профессий Министерство образования и науки РФ сделало в прошлом году, когда разработало новые стандарты для российских колледжей. Но отвечают ли ссузы тем требованиям, которые сегодня предъявляют современные предприятия? Может, станок, за которым студент учится точить деталь, давно устарел и в промышленном производстве не используется? С подобной ситуацией в свое время столкнулся выпускник российского колледжа, великолучанин Андрей С.
«На предприятии мне пришлось постигать профессию токаря практически заново, – вспоминает молодой человек. – Нет, технология изготовления детали была такая же, как нас учили, но вот оборудование совершенно другое – более точное и современное, что ли. Да и требования к конечному продукту на заводе намного выше, чем в колледже. В общем, учился по новой, благо предприятие помогло – направило меня на переподготовку, в результате чего я повысил свой разряд».

Кузница рабочих кадров

В нашем городе профессиональные рабочие кадры куют в Великолукском политехническом колледже, там же повышают свои разряды и проходят переквалификацию многие сотрудники местных предприятий: ЗАО «ЗЭТО», «Велмаш–Сервис», опытный завод «Микрон», завод «Транснефтемаш», «Электробытприбор» и др.
Е.М. Гордеева«Развитие совместного профессионального обучения между заводами и образовательным учреждением, несомненно, дает только положительный эффект и приносит большую пользу», – уверена директор политехнического колледжа Елена Гордеева, к которой мы обратились за комментарием.
«В период подготовки персонала стараемся выполнять индивидуальные требования, которые нам предъявляют Практические занятия в учебных мастерских колледжапредприятия, – рассказала Елена Михайловна. – Мы всегда согласовываем учебные планы, разрабатываем документацию в соответствии с профессиональными стандартами. Заводы в свою очередь оказывают посильную помощь в укреплении материально-технической базы. Например, недавно «Микрон» закупил строительные материалы для ремонта наших учебных мастерских, «Велмаш» помог с ремонтом актового зала, ЗЭТО предоставил сварочный аппарат для аргонно-дуговой сварки, чтобы студенты могли отрабатывать практические навыки. Помогает завод электротехнического оборудования и в ремонте мастерских.
Конечно, нам бы хотелось иметь более современное оборудование, но радует то, что предприятия реагируют на наши просьбы о помощи, а учащиеся колледжа всегда имеют возможность повышать свои профессиональные знания на современных станках во время практики».

Среднее в высшем

Нередко выпускники средних профессиональных учебных заведений идут дальше и получают «вышку» по своей специальности. Причины различные: от собственных амбиций до конкретных требований при приеме на работу. Что интересно, все чаще среднее проф-
образование (СПО) можно получить на базе соответствующих отделений прямиком в вузах и, что называется, «не отходя от кассы». Такой эксперимент в 2011 году внедрила Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, открыв новый факультет СПО. Идею поддержала администрация города и Главное государственное управление сельского хозяйства и технического надзора Псковской области.
«Обучение в отделении СПО подарит молодежи возможность учиться на современном оборудовании, у студентов появятся перспективы обучения в бакалавриатуре и магистратуре в родном городе по сокращенной программе подготовки. Делая осознанный выбор в пользу СПО, молодые люди получат также возможность лучше познакомиться с особенностями своей будущей профессии», – говорится на официальном сайте ВГСХА.
Е.П. ЗоринаНасколько оправдало себя такое решение, мы поинтересовались у заведующей отделением СПО сельхозакадемии Е.П. Зориной. «На бюджетные места у нас конкурсы по 3 человека на место, – рассказала Елена Петровна. – Так как мы принимаем без вступительных экзаменов, то конкурс проводится только среди аттестатов абитуриентов об основном общем образовании. Мы готовим специалистов среднего звена – мастеров, бригадиров. Наши учащиеся отделения СПО получают стипендию, участвуют в различных конкурсах профмастерства, в городских научно-практических конференциях, олимпиадах, творческих мероприятиях. В общем, обычная студенческая жизнь со всеми ее прелестями.
Большинство выпускников отделения продолжают
обучение в академии на базе высшего образования. Это не удивительно, ведь они уже чувствуют себя здесь, как дома: те же знакомые преподаватели, кабинеты. Считаю, что такое направление, как СПО, целесообразно для высших учебных заведений. Это помогает ребятам осознанно выбирать профессию и формировать свой жизненный путь в соответствии со своими собственными потребностями».

Из физиков в лирики и обратно

Сколько бы усилий ни предпринимали вузы и ссузы для того, чтобы обеспечить качественный образовательный процесс, все тщетно, если студенты по окончании учебного заведения не пойдут работать по специальности. Разочаровались в профессии во время учебы, получили интересное предложение в другой сфере деятельности – не важно. Такие случаи далеко не редкость, чем российские власти всерьез обеспокоились.
Недавно в Закон об образовании были внесены поправки, согласно которым выпускники бюджетных отделений вузов должны будут отработать по распределению: бакалавры — четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами, — шесть лет. Инициатор нововведения – член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. По задумке законодателя, эти изменения заставят регионы и министерства планировать госзаказ на специалистов так же, как сегодня это делает, например, Минобороны и МВД. Кроме того, молодые люди перестанут учиться в вузах «для галочки», куда они поступили не по призванию или желанию, а лишь для самого факта получения высшего образования.
Автор законопроекта уверен, что недопустимо тратить бюджетные деньги на обучение людей, которые потом как специалисты оказываются стране не нужны. «Студенты, получившие бесплатное образование, должны отработать по распределению четыре, пять или шесть лет в зависимости от того, окончили они бакалавриат, специалитет или магистратуру. Если же при-
шли отбыть номер или просто поучиться ради расширения кругозора, пусть делают это за свой счёт», — заявил Сергей Вострецов.
По его словам, в случае если выпускник решит не отрабатывать весь положенный срок, то разницу лет он должен будет возместить деньгами. «Это небольшая сумма, но так хотя бы государство сможет не остаться в проигрыше. Вложив деньги в обучение специалиста, оно должно иметь право этого специалиста использовать», — объяснил парламентарий.
Если обратиться к истории, то в России распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи, например в Училище правоведения. А в СССР для выпускников вузов оно было обязательным. Процедура проводилась в последние месяцы
обучения в вузе — специальная комиссия распределяла студентов по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.
Выпускник должен был отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. Если предприятие хотело удержать выпускника, он мог получать льготы, жильё и другие социальные гарантии. Уклонение его от работы по распределению в СССР наказывалось уголовно.
Сегодня, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности и по так называемому целевому направлению. Это значит, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что они обязуются оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному списку. В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось.
Полностью поддерживает законопроект первый заместитель председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. «Если то, что прописано в законопроекте станет нормой, то и учиться просто так по специальностям, по которым молодые люди потом не будут работать, они не захотят. Получать вытребованные государством профессии случайные люди не смогут», — сказал депутат.
А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в советское время, несмотря на систему распределения, далеко не все работали по профессии: «Многие физики переквалифицировались в лирики, и их потенциал для общества не был потерян».
Выбирая высшее образование, подростки не всегда точно знают своё призвание, так что смена профессии — обычная ситуация для современного человека. Но как бы то ни было, распределение накладывает массу других возможных обязательств, как, например, переезд в другой город. А ведь многие организации сегодня далеко не всегда готовы предоставлять своим работникам жилье, как это было раньше. Если и вводить обязательное распределение для бюджетников после учебы, то максимально лояльное, подходящее выпускнику по всем параметрам, а главное – с возможностью выбора, в том числе по смежным профессиям.

Анастасия Егорова.
В статье использованы материалы электронного периодического издания «Парламентская Газета».