22.08.18

Со стометровой высоты мой город еще красивее. Воздухоплавание-2007 глазами волонтера

Опубликовано на 23. Май, 2018 в Газета, Я вспоминаю...

На подходе главное ежегодное событие лета – Международная встреча воздухоплавателей в Великих Луках, или «шарики», как их с любовью прозвали местные жители. Город на Ловати трудно представить без этого фееричного праздника монгольфьеров. В дни проведения мероприятия к нам стекаются сотни туристов из ближних и дальних окрестностей, чтобы полюбоваться на разноцветье парящих шаров. Да что там гости – даже коренные великолучане, видавшие воздухоплавание не первый раз, с удовольствием посещают народные гуляния и следят за успехами участников состязания.
Снизу кажется, будто тепловые аэростаты медленно и непринужденно качаются в воздухе, но на самом деле в небе они набирают весьма внушительную скорость. Проверить это мне удалось на личном опыте еще в 2007 году. Совершенно внезапно, по приглашению подруги-одноклассницы, я оказалась в числе волонтеров 12-ой Международной встречи воздухоплавателей. Нас назначили в команду датчан, которым, помимо помощников, нужны были еще переводчики на случай переговоров с полицейскими или местными жителями.

Общий старт на крепости. Аэростат датчан готовится к взлету.

Общий старт на крепости. Аэростат датчан готовится к взлету.

В период соревнований каждый день мы вставали в 4-5 утра и вместе с нашими подопечными отправлялись на брифинг в великолукский аэропорт. Руководителем спортивной дирекции тогдашней встречи был приветливый усатый швед Джон Грубстром. Он совершенно не смыслил по-русски и общался с участниками соревнований только через своего ассистента – украинца Владимира Карнаухова. После указаний директора, наставлений офицера безопасности Валерия Лосева и прогнозов метеорологов, пилоты отправлялись на позиции для выполнения задания. Кстати, в 2007 году главная примета великолучан, на удивление, не сбылась, и 12-ая Международная встреча прошла почти без дождей.
Многие считают, что основная суть соревнований по воздухоплаванию – быстрее всех долететь до места назначения. Верно, но лишь отчасти: скорость, конечно, играет немаловажную роль в достижении победы, однако воздух – стихия строптивая, и, если пилот не сумеет поймать встречный ветер и набрать нужную высоту, гонка, считай, проиграна. Во время полетов каждому участнику нужно выполнять задания и скидывать специальный оранжевый маркер в обозначенную на земле зону. Чем меньше расстояние от маркера до объекта – тем больше шансов на выигрыш. Ну а если пилот ловко попадал в мишень, он зарабатывал наивысший балл.
«На точку» с датчанами мы отправлялись в их вместительной машине, куда с легкостью могли забраться две переводчицы и пять участников команды во главе с пилотом Филиппом Мандтом. С гостями из Скандинавии мы разговаривали на английском языке и прекрасно понимали друг друга, а еще постоянно шутили. Ранним утром и поздним вечером мы всю неделю ездили по великолукским окрестностям в поисках лучшего места для старта. Нашим зарубежным друзьям мы пригодились, в том числе, в качестве отличных помощников в деле раскручивания/закручивания оболочки аэростата. Этот процесс не так и сложен, если знать технологию, гораздо труднее – удержать корзину на земле, когда шар уже надут и принимает вертикальное положение. С этой задачей мы едва справлялись втроем, а то и вчетвером.

Дружная команда датчан-воздухоплавателей и волонтеров. В центре - пилот Филип Мандт

Дружная команда датчан-воздухоплавателей и волонтеров. В центре — пилот Филип Мандт

Во время спортивных заданий к полетам нас не допускали. Оно и понятно: пилоту нужна максимальная концентрация для того, чтобы все сделать правильно и красиво. А вот на праздничной фиесте возвыситься над великолукскими просторами нам удалось. Тогда-то я и смогла заполучить свою собственную «горстку» неба, прокатившись на воздушном шаре. Говорить о том, насколько шикарны виды города со стометровой высоты – бессмысленно, даже фотографии не передадут всего восторга, это нужно ощутить самостоятельно. Многочисленные фасады зеленых насаждений и рощ, синие струйки речушек, дома и движущиеся поезда, которые с высоты выглядят, как игрушечные… Перед нами предстал совсем другой город, на тот момент я даже не помышляла, что он может быть таким красивым.
После парения над милыми сердцу просторами наступала процедура приземления, которая не всегда проходила гладко: шар могло занести ветром в какие-нибудь заросли или болота. К счастью, нам удавалось избежать неприятных столкновений, хотя и приходилось изрядно потрястись. Обычно мы высаживались в полях Великолукского района, недалеко от частных домовладений. Целая орава местных зевак стекалась поглазеть на неожиданно спустившийся с неба тепловой аэростат ярко-розового цвета, который невозможно было не заметить.
После первого полета следовала церемония посвящения в аэронавты. Это особый ритуал, во время которого нас с головы до ног окатывали ледяной водой, запихивали горсть земли за шиворот, а на голову водружали венок из местных полевых цветов. Обычно у каждого пилота свой набор разных «издевательств» над новобранцами с обязательным присвоением воздухоплавательного титула. Подруге тогда досталась почетная должность «графини», а мне – «принцессы». В шутку, конечно.
Во время соревнований мы с воздухоплавателями стали роднее и ближе друг к другу, ведь нас объединила такая величавая и могущественная стихия – небо. Кроме того, в перерывах между спортивными полетами организаторы встречи предлагали насыщенную развлекательную и культурную программу. Мы, волонтеры, тоже участвовали в этих событиях, так что жаловаться на недостаток впечатлений не приходилось. А сколько слез было пролито, когда настала пора прощаться с полюбившимися датчанами. На память о знакомстве иностранцы подарили нам наборы украшений нежно-голубого цвета – как само небо, с которыми я не расстаюсь до сих пор. Судя по моим наблюдениям, датская команда больше не приезжала на великолукские соревнования, хотя тогда, в 2007 году, выступила достойно, заняв место в первой десятке.
Во время общения с пилотами – а на контакт с нами с легкостью шли абсолютно все – мы составили психологический портрет этих энтузиастов, дерзнувших покорить небо. Каждый воздухоплаватель, с которым довелось познакомиться, обладает бесспорным мужеством, неудержимым романтизмом, завидной целеустремленностью и простым желанием оторваться от земных мирских забот. Я не видела ни одного аэронавта, который ходил бы с угрюмым видом, отрешенно, и ни с кем не разговаривая, или же просто нестерпимо брюзжал. Это люди – веселые, общительные и счастливые, а радость в их глазах полыхает не хуже огненной горелки. Стоит поучиться оптимизму и легкости, с которыми воздухоплаватели преодолевают любые препятствия.
Кстати, набор волонтеров на Международную встречу в этом году продолжается. У вас еще есть шанс до 1 июня подать заявку, заполнив онлайн-анкету на сайте balloon-cup.ru, и получить незабываемые впечатления, завести новые знакомства, увидеть воздухоплавание «изнутри» и без остатка влюбиться в этот завораживающий вид спорта. Жалеть не придется – проверено на себе.
Анастасия Егорова.
Фото из личного архива автора.