20.06.18

Первые велосипедисты Псковщины и Великих Лук

Опубликовано на 23. Май, 2018 в Газета, История края

Среди видов спорта, получивших большую популярность в России в конце XIX – начале XX вв., был и велосипедный спорт. Известно, что велосипед – русское изобретение. Еще в 1801 г. русский умелец Е.М. Артамонов сконструировал самокат, на котором приехал в Москву на коронацию Александра I. Но, как и многие другие изобретения того времени, оно не нашло практического применения и вскоре забылось.
Во второй половине XIX в. появились велосипеды, завезенные в Россию из Германии, Англии, Франции. Началось массовое увлечение ездой на велосипеде. Ею занимались известные писатели Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.И. Куприн. В 1888 г. в Москве был открыт клуб велосипедистов-любителей. Велосипедный спорт получил распространение и в Петербурге, Риге, Харькове, Туле, Одессе, Ярославле.
С проникновением английских и французских велосипедных фирм в Россию, в 1880-1890-х гг. разные слои населения усиленно заинтересовались велоспортом. Во многих городах России возникали немногочисленные по своему составу велосипедные общества. Часто эти общества находились в тесных взаимоотношениях с военными кругами. В 1892 г. в России насчитывалось 17 велообществ: Нижегородское велосипедное общество (с 1884 г.), Богородское общество (с 1885 г.) с числом членов в 45 человек, Казанское общество (с 1893 г.), имевшее свой зимний циклодром в юнкерском манеже и насчитывавшее до 100 человек, Воронежское общество (с 1890 г.), насчитывавшее до 115 человек, также имевшее свой циклодром, который планировалось использовать совместно с яхт-клубом на зимнее время под каток. Велосипедные общества в Умани и Тбилиси (с 1888 г.) в основном состояли из военных. Имелись общества в Варшаве, Киеве, Харькове, Саратове, Севастополе, Риге, Елисаветграде, Екатеринбурге и других городах.

Почтовая марка Велосипед Лейтнер

Почтовая марка Велосипед Лейтнер

Первые состязания по велоспорту состоялись в 1884 г. в Петербурге на Марсовом поле и Семеновском плацу. Однако, как и следовало ожидать, русскими чемпионами первое время являлись иностранцы. С 1891 г. в России начинают проводиться всероссийские чемпионаты. Первыми чемпионами страны по велоспорту стали Г. Девис и М. Дьяков. Только с середины 1890-х годов велоспорт в России выдвинул в качестве чемпионов Любимова, Дьякова, Уточкина, Бутылкина, занимавших классные места не только в России, но и за границей. С 1899 г. Московский клуб велосипедистов стал проводить международные соревнования с участием сильнейших спортсменов мира.
Если до 1900 г. центром велоспорта являлась Москва, то позднее ведущая роль в велоспорте перешла к Петербургу. Большую активность в пропаганде велоспорта проявили также города: Одесса, Симферополь, Харьков, Киев, Нарва, Тула. В Западном крае, Польше и Прибалтийском крае преобладали преимущественно немецкие фирмы. Спортивные встречи и состязания обставлялись факельцугами, общими выездами и другой парадной шумихой.
К 1900-м гг. в России было всего 22 велообщества.
В начале 1900-х гг. имел некоторое распространение велотуризм и велогонки на дальность. Так, Малькевич (Киев) по маршруту Киев – Северная Африка проехал 17 000 км; Черняев по маршруту Иркутск – Москва и Серебряков по маршруту Петербург – Париж предприняли велотуристские походы.

Лев Толстой с велосипедом

Лев Толстой с велосипедом

Интересна история становления и развития велосипедного спорта на Псковщине. Он начал развиваться в конце XIX века. Газета «Псковский городской листок» в конце 1889 г. на последней странице в разделе «Смесь» (анекдоты, комические сценки, курьезы) впервые рассказала читателям, что такое велосипед. Первые велосипеды в Пскове появились летом 1890 г. В следующем году в губернском городе насчитывалось уже 25 любителей велосипедной езды. В июне 1891 г. состоялся велосипедный пробег из Пскова до города Острова и обратно по слабо утрамбованному шоссе протяженностью в 106 верст (около 112 км 360 м). В пробеге участвовало три велосипедиста. А в августе поручик 146-го пехотного Царицынского полка, расквартированного в Пскове, Николай Михайлович Богословский проехал на велосипеде из Пскова в город Холм, оттуда в город Торжок Тверской губернии. Его появление везде «привлекало массу народа, желание полюбоваться на невиданное доселе зрелище».
Велосипедисты часто совершали прогулочные поездки по Кахановскому бульвару, излюбленному месту вечернего моциона псковичей. Это вызывало частные жалобы гуляющей публики, поэтому в июне 1893 г.
полицмейстер Пскова П.А. Заруцкий издал приказ, согласно которому полицейские должны были следить за тем, чтобы во время прогулок по аллеям шоссе там не было пьяных, нищих, публичных женщин, а также велосипедистов. Но запреты не могли остановить развитие велосипедного спорта. Самокатчиков (так часто называли тогда велосипедистов) становилось все больше, в Пскове их насчитывалось уже около сотни. Они осуществили совместный выезд в город Остров, а 12 июня 1894 г. чествовали своих московских коллег Мадраха и Банка, совершавших пробег за границу. В январе 1896 г. был образован кружок любителей велосипедного спорта. Его возглавил Николай Иванович Новосильцев, авторитетный общественный деятель, порховский помещик, отставной полковник гвардии, губернский предводитель дворянства. Ознакомившись с опытом Петербурга, он переработал и создал Правила о порядке езды на велосипедах в Пскове, которые 19 июня 1896 г. приняла Псковская городская дума.
Примерно в это же время начальник Псковского гарнизона генерал-лейтенант Маклаков своим приказом от 16 сентября 1896 г. также объявил об утверждении особых «Правил езды на велосипедах для господ офицеров и низших чинов частей, заведений и управлений, в Пскове расположенных». Право езды на велосипедах по городу офицеры и низшие чины получали от командиров частей и заведений после производства соответствующих испытаний. Езда по улицам допускалась на машинах двухколесных низких разного типа, как одноместных, так и двухместных. Каждый велосипед снабжался номерным знаком соответствующего образца: форма – овал, вертикальная ось – 4,5 см, горизонтальная ось – 7 см, фон овала закрашивался по цвету полка, а для кадетского корпуса – коричневым. Знак прикреплялся к седлу сзади. Следуя по улице, велосипедистам необходимо было держаться правой стороны тротуара. Быстрая езда по городу вперегонки запрещалась. Нумерация машин велась отдельно по каждой воинской части. Велосипед должен был иметь исправный звонок и фонарь, который зажигался с наступлением сумерек.
6 июня 1902 г. Псковская городская дума приняла еще более обширный документ – «Обязательные постановления о порядке езды на велосипедах по г. Пскову». Езда по городским улицам разрешалась только на низких двухколесных велосипедах и только лицам, получившим разрешение городской управы. Получить свидетельство могли лица, предоставившие удостоверение об умении свободно управлять велосипедом от Общества велосипедистов или, для военных чинов, от командира соответствующего полка. Молодые люди, не достигшие 17-летнего возраста, и учащиеся должны были предоставить разрешение от родителей или руководства учебного заведения. Каждый, кто получал билет на право вождения велосипедом, снабжался номерными знаками, обязан был иметь звонок и фонарь. Во время езды велосипедист обязан был иметь при себе именной билет и предъявлять его по первому требованию полиции или попечителя, избранного Обществом велосипедистов. Быстрая езда по городу запрещалась, обгон пешеходов и экипажей предполагался с левой стороны. При езде нужно было придерживаться правой стороны улицы и, по возможности, стремиться быть ближе к тротуару. При совместной езде велосипедистам не разрешалось ехать рядом, они должны были следовать друг за другом на расстоянии не менее двух саженей и группами не более трех человек. Запрещалось ездить на велосипедах и проводить по тротуарам, пешеходным дорожкам, бульварам, скверам и садам. Особо подчеркивалось, что ездить на велосипедах от города до вокзала и обратно разрешалось лишь по шоссе, но никак не по аллеям Кахановского бульвара.
Были велосипедисты и в других городах Псковской губернии. Великолучанин А.П. Лопырев вспоминал: «До революции велосипедов в Великих Луках было не очень много. Они каждый год регистрировались в городской управе, и их владельцам выдавался номер железный, окрашенный кружок с цифрой, который стоил 1 рубль 50 копеек. Продавались велосипеды во многих великолукских магазинах, например, в часовом магазине Давыдова, в универсальном магазине Вязьменского, в магазине модных товаров мадам Браман… Велосипед стоил около 100 рублей, это было очень большая по тем временам сумма. Но продавали их, как правило, в кредит и покупатели выплачивали стоимость покупки в течение года, что для многих было доступно. Пользовались велосипедом люди либо зажиточные, либо среднего класса: чиновники, врачи, юристы, учителя, предприниматели. Наибольшей популярностью пользовались марки «Рэлей», «Лейтнер», «Стрела». Выглядели велосипеды совершенно так же, как современные, но были гораздо красивее, особенно дамские, у которых зад-
нее колесо, чтобы платье не попадало в спицы, было затянуто яркой сеткой. А мужчины, чтобы штанина не попадала под цепь, защипывали ее у щиколотки специальным зажимом. Такие зажимы продавались во всех галантерейных магазинах…».
Численность велосипедистов в Великих Луках росла. Они раскатывали на своих машинах по улицам города, мешая обывателям, пугая лошадей, что приводило к людским травмам и материальному ущербу. 26 февраля 1902 г. гласные Великолукской городской думы на своем заседании приняли «Правила езды на велосипедах в городе Великие Луки и ему принадлежащих землях». Езда позволялась только с разрешения городской управы и достигшим 14-летнего возраста. Если возникало сомнение в способностях тех или иных лиц умело и свободно управлять велосипедом, то для них устраивались необходимые испытания специальными лицами, назначенными городской управой. При этом разрешительное свидетельство действовало только до конца каждого календарного года, и должно было ежегодно возобновляться. Каждый велосипедист снабжался номерными знаками (один на руль, другой позади седла), звонком и фонарем для поездок вечером. Каждый велосипедист обязан был при езде иметь при себе именное разрешение с напечатанными на нем правилами. Запрещалось ездить по тротуарам, по полосам и тропинкам для пешеходов вдоль проезжих дорог, по городским садам, скверам и бульварам, по торговым площадям в базарные и ярмарочные дни, а также по тем улицам и местностям, где езда временно запрещена по распоряжению полиции или городской управы. Запрещалось ездить по городским улицам наперегонки. Велосипедисты должны были ездить по одному в ряд, держаться правой стороны, при обгоне ездить тихо и обязательно звонить. В местах большого скопления публики или при встрече с лошадьми необходимо было сойти с велосипеда и вести его в руках. Контроль за исполнением правил возлагался на местные полицейские органы, виновные в их нарушении подвергались штрафу, а также лишались свидетельства на право езды на велосипеде.