19.10.18

Памятник погибшим железнодорожникам

Опубликовано на 25. Июл, 2018 в Газета, По дорогам Псковщины

На улице Дальней, на восточной окраине Великих Лук у железнодорожного разъезда и автомобильного шоссе на Суханово и Кунью, внимание привлекает обелиск с красной звездой наверху. Здесь похоронены железнодорожники, погибшие при налете вражеской авиации на железнодорожный узел в ночь с 19 на 20 июля 1944 года.
Да, досталось нашему многострадальному городу и его жителям от немецких «стервятников». Первый налет на него был осуществлен 2 июля 1941 года, еще до начала боев на Великолукском направлении. А последний – 20 июля 1944 года,

Братская могила на улице Дальней

Братская могила на улице Дальней

через полтора года после освобождения. Налеты принесли много жертв и разрушений.
Вспомним эти страшные события. Второго июля 1941 года во второй половине дня над городом появилось несколько десятков немецких бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Явно руководствуясь разведданными, враг, разбомбив сначала станции Чернозем и Великополье, обрушил массированный бомбовый удар на район железнодорожного узла, где скопились эшелоны с боеприпасами, горючим, ранеными и беженцами. Затем самолеты обстреляли город из пушек и пулеметов.
По воспоминаниям старожилов, хорошо помнящих тот страшный день, на железнодорожном узле царил ад: страшные пожары бушевали на станции и паровозовагоноремонтном заводе, в горящем эшелоне рвались снаряды, гранаты и патроны, было много убитых и раненых.
Но испытание, выпавшее на долю великолучан, не вызвало у них паники. Железнодорожники, рабочие ПВРЗ, милиционеры, отряд сандружинниц самоотверженно спасали людей и грузы: отвозили в безопасное место цистерны с горючим и вагоны с ранеными, тушили пожары, оказывали первую помощь пострадавшим от бомбежки…

Разрушенный великолукский железнодорожный вокзал. 1944 год

Разрушенный великолукский железнодорожный вокзал. 1944 год

В областной газете «Пролетарская правда» (Великие Луки входили тогда в состав Калининской области) будущий известный писатель, участник освобождения нашего города, а в то время молодой журналист Борис Полевой в очерке «Ценою жизни» писал: «Обычные советские люди, партийные и беспартийные, железнодорожники и дружинники из рабочих отрядов, жены машинистов и юные девушки из рокковских кружков, ежеминутно рискуя жизнью, под огнем взрывов, под осколками рвущихся снарядов делали свое дело».
Через трое суток последствия этого страшного налета были ликвидированы, и железнодорожная станция вновь начала работать на полную мощность.
Летом 1944 года развернулось грандиозное наступление Красной Армии на ряде направлений, с целью окончательного изгнания захватчиков с советской земли. Войска Первого и Второго Прибалтийских фронтов штурмовали знаменитую линию обороны «Пантера». Великолукский железнодорожный узел играл важную роль в снабжении их вооружением, боеприпасами, техникой и резервами. Поэтому немецкое командование решило стереть его с лица земли. В ночь с 19 на 20 июля более 100 бомбардировщиков совершили налет на Великие Луки, сбросив свой смертоносный груз на железнодорожный узел и прилегающий к нему район. Очевидцы вспоминают, что от множества осветительных ракет, разрывов и пожаров ночью было светло как днем. Вражеские самолеты шли волнами. Бомбежка длилась пять часов. Было уничтожено все, что с таким трудом восстанавливалось: депо, железнодорожное полотно, вокзал, жилые и служебные здания, 7 паровозов, три эшелона с боеприпасами… Погибло 104 человека и 286 было ранено.

Памятная стела у депо

Памятная стела у депо

Ни один железнодорожник во время этого страшного налета не покинул своего поста. Девятнадцать из них погибли, но выполнили свой долг до конца.
Великолучане не пали духом. По призыву коммунистов, все население города вышло на ликвидацию последствий варварской бомбардировки. Уже через сутки движение эшелонов через Великие Луки было восстановлено.
Погибших железнодорожников похоронили в братской могиле на улице Дальней. В 1946 году на захоронении был установлен обелиск. Вот что писала об этом газета «Великолукская правда» в номере от 27 августа 1946 года: «В годы войны в один из налетов вражеской авиации на станцию Великие Луки погибли при исполнении служебных обязанностей зам. начальника депо А.Е. Лус, председатель местного комитета Ф.В. Лилейко и другие железнодорожники.
Коллектив третьего паровозного отделения решил увековечить память павших товарищей. От железнодорожников начали поступать проекты памятников. Начальник планового отдела тов. Ланев разыскал в Торопце каменные блоки и доставил попутным эшелоном на место могилы.
Дружно взялись паровозники за сооружение памятника: кто сваривал железную ограду, кто проводил цементные работы.
В годовщину со дня гибели на могиле поставлен памятник. Огромная пирамида высотой пять с половиной метра ограждена решеткой. На лицевой стороне памятника – щит, на котором в обрамлении дубовых листьев выведена надпись: «Вечная память и слава товарищам, погибшим при исполнении служебных обязанностей от налета вражеской авиации».
Позднее имена погибших железнодорожников были увековечены и на памятной стеле, установленной возле локомотивного депо.