13.11.18

Иван Вильгельмович Блюм – начальник Великолукских главных железнодорожных мастерских в годы Первой мировой войны

Опубликовано на 02. Авг, 2018 в Газета, История края

1 августа в России отмечается День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Именно в этот день в 1914 г. Германия объявила войну России, и наша страна оказалась втянута в глобальный военный конфликт, коренным образом изменивший мировой порядок и судьбы миллионов людей.
Война изменила жизнь и провинциальных Великих Лук. Город стал стратегическим железнодорожным центром, местом оказания помощи тысячам раненых воинов и допризывной подготовки населения.
Великолукские главные железнодорожные мастерские получили заказы на производство фугасных гранат. Эту работу возглавил начальник мастерских Иван Вильгельмович Блюм. С его биографией великолучан впервые познакомила Татьяна Емельяновна Герасимёнок, почетный архивист РФ, в ходе краеведческой конференции в апреле 2018 г. Биографические сведения ей удалось найти в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.
Сегодня, с согласия автора, мы знакомим наших читателей с этим материалом (в незначительном сокращении).
Родился И.В.Блюм 17 октября 1875 г. в Антолептской волости Новоалександровского уезда Ковенской губернии. Соответственно копии метрической выписи Блюм был крещен 2 ноября 1875 г. каноником Тамулевичем в Стельмуйжском римско-католическом костеле филии (филиале) Иллукстского костела, который находился на

Я.В.Блюм. 1894 г.

Я.В.Блюм. 1894 г.

территории Курляндской губернии. Новоалександровский и Иллукстский уезды очень тесно граничили в то время, а сегодня Антолепты и Стельмужский костел находятся на одной территории Зарасайского района Литвы.
При крещении сын Блюмов Вильгельма и Паулины, в девичестве Василевской, получил имя Ян-Теодор. Это же имя указано на всех официальных документах об окончании учебных заведений Блюмом. Но во всех остальных документах большей частью значится Иван Вильгельмович (иногда – Васильевич) Блюм. Сам Блюм в личных заявлениях, переписке, подписи под документами отдавал предпочтение имени Иван.
В 1887 г. Иван Блюм поступил в Великолукское реальное училище, полный курс которого по основному отделению окончил в 1893 г., дополнительный класс ‒ в 1894 г. Свидетельство об окончании дополнительного класса показывает склонность Блюма к точным наукам: отметка «отлично» ‒ по алгебре, геометрии, тригонометрии, а также ‒ естественной истории, космографии, отметка «хорошо» ‒ по арифметике, физике, черчению. Поэтому выбор высшего учебного заведения был не случайным. В 1894 г. Иван Блюм поступил на 1-й курс механического отделения Санкт-Петербургского технологического института. На механическом отделении было обязательным изучение высшей математики, аналитической и практической механики, курса построения машин и проектирования по части механики, вспомогательными дисциплинами являлись неорганическая химия, металлургия и ряд предметов химической технологии. Блюм завершает обучение в 1900 г. с получением диплома инженера-технолога.
Сведения о работе Блюма в Великолукских главных железнодорожных мастерских впервые встречаются в 1906 г. В феврале 1906 г. распоряжением управляющего Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой И.В. Блюм объявлен заведующим токарным цехом Великолукских мастерских. Жалованье ему было определено 175 рублей и плата за квартиру в 35 рублей. Этим же распоряжением Блюму поручалось заместительство начальника мастерских с дополнительным вознаграждением в 30 рублей без удержания с этой суммы отчислений в пенсионную кассу. Но уже в декабре 1906 г. Блюм работает в должности начальника Зиланского участка тяги Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги…
Точно известно, что в 1913 г. Иван Блюм уже возглавлял Великолукские мастерские. Ему выпало руководить мастерскими в сложное время Первой мировой войны, когда необходимо было перестраивать работу в условиях военного времени, что требовало как увеличение производительности основного производства, так и дополнительно выполнение военных заказов.

Вид на паровозный и токарный цеха Великолукских главных железнодорожных мастерских. 1913-1917 гг.

Вид на паровозный и токарный цеха Великолукских главных железнодорожных мастерских. 1913-1917 гг.

Первый военный заказ Великолукские мастерские получили 1 августа 1915 г. на изготовление 7000 корпусов 3-дюймовых фугасных гранат по французскому образцу из штампованных стаканов, выполнение которого фиксировал контракт между уполномоченным Главного артиллерийского управления и Управлением Московской сети Акционерного общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Заключению контракта предшествовала предварительная работа многих ведомств, в том числе Великолукских мастерских и не без участия Блюма.
В мае 1915 г. было образовано по высочайшему повелению Особое совещание по обеспечению армии предметами боевого и материального снабжения в связи с образовавшимся критическим состоянием недостатка боевых припасов в действующей армии. Возглавил Особое совещание военный министр, обратившийся срочным секретным письмом к начальнику Управления железных дорог «с просьбой о незамедлительном изучении вопроса о возможности для железнодорожных мастерских уделить часть своей производительности для изготовления некоторых частей артиллерийских патронов, как, например, взрывателей и дистанционных трубок». 2 июня 1915 г. в Петроград были вызваны начальники железнодорожных мастерских Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, в том числе вызов был направлен Блюму, для обсуждения возможностей мастерских имеющимися средствами изготавливать части артиллерийского снаряжения, а также для ознакомления с изделиями петроградских заводов.
Доклад о возможностях Великолукских мастерских Иван Блюм представил 14 июня 1915 г., который был составлен им лично со всеми подробными техническими расчетами в рукописном виде. Согласно докладу без дополнительного оборудования Великолукские мастерские могли взять на себя изготовление 3-дюймовой шрапнели или гранат в количестве 50 штук в сутки. Для увеличения производства потребовалось бы приобретение дополнительных станков, а для изготовления дистанционных трубок мастерские не имели необходимого оборудования. 6 июля на заседании

Вид на магазин и Вел иколукские главные железнодорожные мастерские. 1913-1917 гг.

Вид на магазин и Вел иколукские главные железнодорожные мастерские. 1913-1917 гг.

председателей правлений железных дорог обсуждался вопрос о распределении между дорогами работ силами мастерских по снабжению действующей армии. А 1 августа был заключен вышеназванный контракт. Для ознакомления с процессом производства снарядов Иван Блюм посетил в августе 1915 г. Путиловский и Обуховский сталелитейные заводы. Циркуляром Управления железных дорог мастерские обязаны были предоставлять сведения о ходе работ по изготовлению заказов военного времени два раза в месяц.
Первоначально Великолукские мастерские изготавливали 50 штук корпусов в сутки, работая в две смены по 18 часов, с середины ноября 1915 г. производительность была увеличена до 100 штук. Контракт был выполнен в срок к 1 мая 1916 г., но по условиям пункта 2 приложенных к нему кондиций уполномоченный Главным артиллерийским управлением увеличил заказ на 25%, что составило дополнительно изготовление еще 1750 гранат. Окончательно работы завершились к 1 августа 1916 г., причем производительность была вновь увеличена – до 150 штук в сутки. В итоге, Великолукскими мастерскими было изготовлено и сдано 8720 штук корпусов 3-дюймовых гранат и 280 штук были засчитаны из числа условно забракованных корпусов.
Второй военный заказ поступил 11 сентября 1915 г. от организационно-исполнительной комиссии по устройству Московского военно-промышленного завода на изготовление 10 станков для обточки снарядов. Акт о выполнении этого заказа был подписан начальником Великолукских мастерских Блюмом 1 февраля 1916 г.
В период военного времени Блюму как начальнику мастерских приходилось осуществлять организацию и руководство различными благотворительными комитетами. С самого начала Первой мировой войны он возглавил отдел местного комитета по объединению пожертвований служащих на нужды войны Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги при Великолукских железнодорожных мастерских, дамский комитет для изготовления белья для нужд действующей армии, в состав которого вошла его жена – Моника Селиверстовна. В качестве пожертвований Блюм также ежемесячно отчислял 2% от получаемого содержания.
Блюм являлся председателем досугового общества «Семейное благо» при мастерских. Учебной частью Министерства путей сообщения 17 июня 1914 г. он был утвержден заведующим ремесленными курсами при Великолукских мастерских, 22 августа того же года на него возложены обязанности по наблюдению за состоянием и деятельностью Великолукского технического железнодорожного училища.
За время управления Иваном Блюмом Великолукскими мастерскими проводились работы по улучшению их состояния, и произошло значительное увеличение производительности по выполнению основной деятельности: ремонту подвижного состава. В 1913 г. в мастерских была установлена паро-динамо-машина, построен железный сарай для паровозного цеха, в 1914 г. произведен ремонт асфальтового пола в малярной мастерской, расширена водопроводная сеть на территории мастерских.
О повышении производительности мастерских можно судить по следующим цифрам: в 1913 г. был произведен большой ремонт 25 паровозов, в 1916 г. – 29; малый и средний ремонт прошли 3 паровоза в 1913 г.
и 86 – в 1916 г.; в 1913 г. не было постройки классных (пассажирских) вагонов, в 1916 г. построено 3; большой ремонт в 1913 г. про-
шли 7 классных паровозов, в 1916 г. – 15; вырос за этот же период средний ремонт классных вагонов с 32 до 45, текущий – с 59 до 130; значительно вырос текущий ремонт товарных вагонов – с 392 до 3244.
Поэтому прошедшая 8 февраля 1916 г. встреча начальника технического отделения Управления путей сообщения и начальника Великолукских железнодорожных мастерских, должность которого исполнял Иван Блюм, была вызвана острой необходимостью обсуждения вопросов усиления средств, прежде всего приобретения дополнительного оборудования, и числа мастеровых в Великолукских мастерских в связи с увеличением производительности, что отражено в протоколе встречи вместе с предлагаемыми предложениями по решению проблем.
Военное время не способствовало быстрому решению вопросов, тем более связанных с финансовыми затратами. В апреле 1917 г. Управление службы пути Московской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги докладывало в правление дороги, что находит важным и безотлагательным приступить к расширению и перепланировке конторы Великолукских мастерских. В начале 1917 г. мастерские приступили к постройке мартеновской печи, вызванной необходимостью производства своими силами стальных отливов, нужных для ремонта подвижного состава и поставки которых с других заводов прекратились. Мастерские активно занимались поиском поставщиков огнеупорного кирпича и магнезитового порошка, получением от Управления железной дороги разрешения на их закупку, куда сообщали в мае 1917 г. о начале строительства мартеновской печи.
В конце лета 1917 г. Иван Вильгельмович Блюм покинул Великие Луки в связи с переводом в Петроград на работу в службу тяги Московской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, где он часто замещал начальника службы. Он продолжал поддерживать Великолукские железнодорожные мастерские по всем вопросам развития: необходимости строительства кладовой при паровозо-сборном цехе в октябре 1917 г., постройке новой вагоно-сборной для товарных вагонов в июле 1918 г.
В связи с национализацией дороги в конце 1918 г. и последовавшими соответственно реорганизациями дальнейшую судьбу Ивана Блюма еще предстоит выяснить.
Из фотографий Блюма была обнаружена только одна в его личном деле студента Санкт-Петербургского технологического института. Эта фотография сделана в фотоателье Абрама Гершевича в г. Витебске и личность Блюма подтверждена подписью директора Великолукского реального училища Платона Григорьевича Белавина и скреплена на оборотной стороне печатью учебного заведения. В начале 1914 г. Великолукские мастерские сделали заказ в фотографическое заведение Карла Андреевича Фишера в Москве на изготовление фотографической группы служащих мастерских для подношения инженеру Владимиру Михайловичу Леонтовскому в связи с его переездом в Варшаву. По этому вопросу сохранилась переписка Блюма с фотоателье К.А. Фишера в ГАПО в фонде Великолукских мастерских. В мае 1914 г. заказ был выполнен, 13 июня оригинал фотографии был направлен багажом, так как размеры превышали нормы, установленные Почтовым ведомством, в Варшаву, а 10 июля 50 копий были направлены в Великие Луки служащим мастерских, запечатленным на снимке. Возможно, что когда-нибудь одна из этих копий будет обнаружена.