10.12.18

Технические курсы при Великолукском училище путей сообщения в 1919 г. (из истории народного образования)

Опубликовано на 22. Авг, 2018 в Газета, История края

Начавшиеся 100 лет назад преобразования в жизни российского общества затронули все его сферы. Не осталось в стороне и образование, которое пережило целую серию кардинальных реформ. Одной из особенностей советской модели просвещения стало политехническое образование, которое затронуло сеть технических училищ, созданных еще в начале XX в.
Воспитание «нового типа человека», начатое в ряду основных преобразований советской власти, было тесно связано с марксистской идеей политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом. Обоснованием необходимости политехнического образования являлся сформулированный Марксом закон крупной промышленности – перемены труда (способность рабочей силы приспосабливаться к динамическим условиям развития индустриального

Техническое железнодорожное училище

Техническое железнодорожное училище

производства). Н.К. Крупская рассматривала социалистическую школу не просто трудовой, но именно политехнической, где индустриальное производство является базой педагогического процесса, где политехнические знания изучаются на уровне теории и технологии, учащиеся включаются в практическую трудовую деятельность.
Система образования, сложившаяся в советской России в 1917-1919 гг., предусматривала открытие техникумов и средних специальных заведений, как своеобразный переходный этап от школы
II ступени к высшим учебным заведениям.
В городе Великие Луки имелось несколько учебных заведений по профессионально-техническому образованию – педагогический и железнодорожный техникумы, школы фабрично-заводского ученичества, технические дневные и вечерние курсы, т.е. существовала хорошая база для развития политехнического образования.
О том, как создавались технические курсы при Великолукском училище путей сообщения в 1919 г., можно найти сведения в книге «Великие Луки. Исторические очерки» (Л., 1976), а также в газете «Великолукская правда» за 1919 г.
В начале 1919 г. Отделом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) по подготовке железнодорожных агентов был разработан план организации технических курсов для разных категорий и специальностей служащих, а также составлено положение о курсах. Целью курсов должно было стать «сообщение лицам, работающим или желающим работать в различных областях железнодорожной техники, потребные для этого познания в систематизированном виде». Таким образом, в первую очередь курсы были предназначены для железнодорожных агентов, которые соответствующими управлениями железных дорог

1920-е гг.

1920-е гг.

могли быть командированы на учебу, с освобождением от служебных обязанностей. Впрочем, поступать на курсы могли и другие лица, планирующие связать свое будущее с железной дорогой.
План прохождения курсов был составлен так, чтобы учащиеся, прошедшие обучение на низшей ступени, имели возможность переходить на курсы следующей ступени и, таким образом, путем постепенного усвоения преподаваемых ремесел, наук и искусств подготовиться к занятию высших должностей.
В соответствии с этим планом Великолукское техническое училище путей сообщения открывало следующие курсы: дневные – для ремесленных учеников и вечерние – для квалифицированных рабочих, для низших распорядительных агентов и для техников путей сообщения. Курсы находились в ведении Отдела по подготовке железнодорожных агентов при НКПС, приписывались к Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге и пользовались полным ее содействием в отношении организации практических занятий, экскурсий, послекурсовой практики и проч. Содержание курсов производилось за счет государственных средств, обучение являлось бесплатным.
Первая часть курсов представляла собой так называемые курсы ремесленных учеников. Необходимость их создания заключалась в том, что опыт посылки молодых людей для обучения ремеслу непосредственно в мастерские, под наблюдением рабочего, давал в результате плохое обучение. В странах с развитой промышленностью такой опыт стал заменяться обучением в ученических мастерских. Ремесленные курсы при Великолукском техническом училище путей сообщения и должны были стать такой свое-
образной ученической мастерской. Их целью провозглашалась подготовка соответствующих рабочих, способных обслуживать как Главные Великолукские мастерские Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, администрация которых принимала участие в работе курсов, а также и другие мастерские и железнодорожные депо.
На курсы принимали молодых людей не моложе 14 лет, грамотных и удовлетворяющих требованиям медицинского осмотра. Грамотность определялась непосредственно при приеме на курсы.
Занятия на курсах проходили в дневное время по шесть часов ежедневно в течение двух лет. Круг преподаваемых предметов включал в себя такие общеобразовательные дисциплины, как русский язык, арифметика, геометрия, природоведение, черчение. Вторую половину программы составляло освоение ремеслами: столярным, слесарным, кузнечным, литейным, токарным по дереву и по металлу.
Во время обучения ученики, исправно посещающие курсы, через кассу железной дороги могли получать особое пособие, устанавливаемое и отпускаемое Отделом по подготовке железнодорожных агентов из средств по смете НКПС.
Успешно прошедшие установленный план обучения получали особое свидетельство, дававшее право без новых испытаний поступать на второй концентр курсов для квалифицированных рабочих и определиться на службу в железнодорожные мастерские.
Второй составляющей частью технических курсов являлись вечерние курсы для квалифицированных рабочих. В 1919 г. открывался первый общеобразовательный подготовительный семинар для рабочих, имевших опыт работы в мастерских по обработке дерева или металла сроком не менее полутора лет, и при этом бывших грамотными. Для них занятия проходили по три часа в день в течение полугода. Изучались русский язык, арифметика, геометрия, физика и начальное черчение. Со второго семестра начиналось деление по специальностям: для паровозных машинистов, монтеров по ремонту паровозов, по ремонту вагонов, вагонных линейных слесарей, машинистов водокачки и т.п.
Третьим компонентом обучения при Великолукском училище путей сообщения становились общеобразовательно-технические курсы. Они подразделялись на три семестра с продолжительностью по полгода каждый, при 24 часах занятий в неделю. Первый семестр охватывал усвоение графических знаний (черчение начальное, техническое, проекционное и технология металлов), второй – усвоение ремесел (слесарное, кузнечное дело, токарное по металлу и литейное дело). И третий семестр – усвоение образовательно-технических наук (математика, введение в изучение машин, описательный курс машин – двигателей и котлов, устройство паровоза, начала механики, технология строительных материалов и столярно-модельно-токарное дело). Причем рабочие с практическим стажем не менее двух лет, и знавшие кузнечно-слесарное ремесло, по окончании первого семестра могли переходить сразу на третий. В 1919 г. открывался лишь первый семестр, на который допускались окончившие городское начальное училище.
Особой частью курсов считались технические курсы для техников путей сообщения. Обучение здесь проходило по двум специальностям – строителям и механикам – и состояло из двух концентров по 18 месяцев в каждом, по три-четыре часа занятий в день. На эти курсы без проверочных испытаний поступали окончившие низшие технические железнодорожные училища, низшие технические училища ведомства народного просвещения и Морозовское училище в Москве. Окончившие только первый концентр получали звание техника путей сообщения первого разряда, но в случае сдачи государственного экзамена по особому положению получали звание инженера-практика.
Так закладывались основы политехнического образования, которое со временем стало одним из самых престижных и востребованных в советское время.