13.12.18

Гаджеты в школах: запретить нельзя оставить

Опубликовано на 18. Сен, 2018 в Актуально, Газета

Продолжается цикл статей, посвященных современному отечественному образованию.

Этой осенью «сладкая» гаджетозависимая жизнь французских школьников, похоже, подошла к концу. Парламент республики на общенациональном уровне с нового учебного года запретил использование мобильных телефонов в начальных и средних классах. Теперь учителя имеют полное право отбирать у подопечных электронные игрушки не только на уроках, но даже на переменах. Пользоваться устройствами могут лишь дети с особыми потребностями в развитии.
Запрет мобильных телефонов в школе был одним из предвыборных обещаний Эмманюэля Макрона, который стал президентом Франции в мае 2017 года. По мнению министра народного образования Жан-Мишеля Бланкера, «реализация этих инициатив Гаджеты в школахблагоприятно отразится на процессе обучения школьников, позволит сосредоточить их внимание на предметах и создаст благоприятную для получения знаний атмосферу».
Беспокойство властей европейской страны насчет массовой телефонной эпидемии подростков небеспочвенно: согласно опросам, 86% французских детей не расстаются со смартфонами в школьных стенах, в том числе во время уроков. Кстати, Франция – не первая, кто наложил вето на мобильники. В Японии, например, ученикам с 1 по 6 классов строго-настрого запрещено приносить гаджеты, даже выключенными, на дне рюкзака. Баловать местных детей в принципе не принято, поэтому смартфоны есть не у каждого. В распоряжении подростков лишь устройства с несколькими кнопками, с которых можно позвонить по определенным номерам, да и то детям 6-18 лет на основные занятия их брать нельзя, только на дополнительные кружки.
Вопрос запрета гаджетов в школах обсуждается и на уровне российской власти. Президент Владимир Путин намерен поговорить Во французских школах гаджеты - под запретомна эту тему с министром просвещения Ольгой Васильевой, которая ранее на общероссийском родительском собрании одобрила инициативу французских властей и сочла правильной идею запрета использования гаджетов в школьных классах.
«Не знаю, насколько инициатива эффективна, потому что она еще не реализована», — отметил Путин в ходе общения с победителями международных олимпиад в образовательном центре «Сириус» в Сочи.
Таким образом, российский лидер ответил на вопрос, считает ли он подобные меры действенными. Путин уточнил, что запрет еще не ввели, а «любая идея может быть признана эффективной или нет только после анализа практики применения». «Я понимаю, такой практики пока не существует, поэтому трудно сказать», — подчеркнул президент.
К тому же, он признался, что пока непонятно, так ли на самом деле необходимо запрещать гаджеты в школах. «Все запретить невозможно. Нужно просто понять, как то или иное явление и достижения можно использовать для процесса обучения. Об этом нужно подумать, и с ходу я не стал бы комментировать и не стал бы дезавуировать эти идеи», — заявил Путин.
«Прежде чем такие инициативы появлялись на законодательном уровне, они проходят широкое общественное обсуждение, – заявила ранее Ольга Васильева. – Здесь мое мнение такое: французы делали это долго, но правильно, наши российские школы тоже занимаются подобными вопросами, за что их надо по-
ощрять. Думаю, рано или поздно мы придем к такому же варианту, как французский».
По словам Васильевой, уже сейчас многие российские школы пошли по данному пути: в них созданы специальные ящики, куда можно сложить смартфоны, а родители при необходимости имеют возможность связаться с педагогами.
«Вы посмотрите, как довольно жестко европейские страны к этому подходят. Допустим, Франция запрещает мобильные телефоны в школах. На некоторых землях в Германии детям не позволено пользоваться гаджетами до восьми лет, ну и так далее», — подытожила Васильева.

Опыт великолукской школы – на вооружение
Неплохим опытом по грамотному использованию мобильных устройств может поделиться великолукская средняя школа № 6. Руководители учреждения всерьез намерились бороться с вредной подростковой зависимостью, и в прошлом учебном году внесли коррективы в положение школы, принятые педагогическим коллективом вместе с родительским комитетом. Теперь ребятам запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время, в том числе на переменах. При этом электронные устройства у них никто не отбирает и не складирует в отдельный ящик – школьники носят их при себе в портфелях, реже – в карманах.
Наталья ЛюбавинаДиректор школы № 6 Наталья Любавина пояснила: «Мы абсолютно уверены, что частое «зависание» в мобильных телефонах напрямую связано с падением интеллектуального развития и наличием слабых волевых качеств у ребенка. Гаджетозависимость сформировала у современных детей «клиповое мышление» – рассеянное и непоследовательное, когда они не способны концентрировать внимание на одном занятии в течение хотя бы тридцати минут. Кроме того, ученики не умеют после гаджетов переключаться на уроки и продолжают мыслями витать в той мобильной игре, фильме или переписке в социальной сети.
В связи с этим год назад мы отменили гаджеты в нашей школе. При этом право ребенка на экстренные звонки остались, и если ему действительно нужно набрать близким, мы разрешаем достать телефон, но только в случае крайней и обоснованной необходимости. Некоторые ребята используют планшеты для просмотра электронных учебников, и мы тоже такое позволяем. Учителя за этим пристально следят. Если в коридорах школы мы видим ребенка, играющего в телефоне, делаем предупреждение. За повторное такое нарушение просим написать объяснительную в кабинете директора.
Благодаря предпринятым мерам качество обучения наших школьников за последний год повысилось на 5%. Заметно даже, как на переменах ребята стали чаще общаться друг с другом, читать книги, а самое главное – они теперь лучше подготовлены к урокам, и их внимание уже не такое рассеянное».
Инициативу педагогического коллектива шестой школы не все ученики и даже родители восприняли с большой радостью, оно и понятно. Однако со временем все привыкли и признали действенность запрета на использование переносных устройств в развлекательных целях. Кстати, многие современные родители поддерживают подобные начинания и уверены, что пользование мобильниками должно быть дозированным и ограниченным.
Например, мама 13-летней дочери Галина Кусова, жительница пригорода Санкт-Петербурга, согласна с тем, чтобы запретить телефоны в школах, так как в основном дети на уроках не учатся, а переписываются и сидят в Интернете.
«Правда, при этом есть одно но, – добавила Галина. – Многие школьники живут далеко и добираются домой на общественном транспорте. В таких случаях родителям нужно контролировать своих детей по телефону. Поэтому было бы правильнее, чтобы мобильники либо не доставали из рюкзаков, либо оставляли в личных шкафчиках в раздевалке, если таковые имеются. Предлагала одному из наших учителей складывать гаджеты в коробку или на стол при входе в класс, но педагог отказался, так как не хочет брать ответственность за целостность устройств и в дальнейшем слушать претензии. На самом деле, преподавателям сейчас сложно и во многом их тоже можно понять».
А вот мама 13-летнего сына, великолучанка Алена Фролова, не столь категорична к использованию смартфонов, хотя ее ребенок по собственной инициативе ходит в школу без электронных устройств. «Если использовать разные возможности современных телефонов, таких как игры, общение в социальных сетях, видео- и аудиозаписи, то я, конечно, против. Но полностью запрещать телефон, как мне кажется, нельзя, потому что бывают случаи, когда очень нужно позвонить».
Сегодня нельзя сказать однозначно: запретить или оставить гаджеты в образовательных учреждениях. Безусловно, они во многом мешают учебному процессу: подростки буквально «приковываются» к этим устройствам и ведут малоподвижный образ жизни, не замечая ничего и никого вокруг. Зачастую они не занимаются спортом, а весь свой юношеский задор и потенциал направляют на телефонные игры. Вместе с тем мобильники могут быть отличными помощниками в учебе и служить хорошую службу. Например, известно, что не в каждой школьной библиотеке есть необходимые книги и пособия, а в электронных интернет-каталогах находится вся мировая литература и справочная информация, необходимая для изучения того или иного предмета.
Телефоны должны приносить пользу подросткам и применяться в школах только на образовательные цели – факт, с которым трудно поспорить.

А. Егорова, по материалам Интерфакс, Газета.ру. Фото из открытых источников.