13.11.18

Интернет должен быть безопасным. В российских школах проходит Единый урок по цифровой грамотности.

Опубликовано на 07. Ноя, 2018 в Газета, Образование

Что такое цифровая грамотность? Вряд ли этот вопрос волнует большинство школьников, круглыми сутками «зависающих» в своих смартфонах. А вот педагоги и родители бьют реальную тревогу: уровень усвоения знаний и усидчивости у современных школьников за последние годы значительно понизился. Специалисты это напрямую связывают с неправильным использованием подростками сети Интернет и их увлеченностью гаджетами.
Информационная индустрия сегодня гигантская. В мире существует более 30 тысяч телеканалов, 120 тысяч радиоканалов – это 50 миллионов часов вещания каждый год! В сети зарегистрировано около 2 миллиардов сайтов с текстами, видео, картинками и музыкой. Каждый год объем накопленной человечеством информации увеличивается на 30%.
Конечно, мозг человека не успевает обрабатывать этот мощный поток поступающих сведений. Он начинает защищаться от перегрузки и снижает глубину анализа, переходя на обработку все более коротких фрагментов. Возникает «клиповое мышление». Клипом мы привыкли называть часть текста, вырезку из газеты, отрывок из видео или фильма, одним словом, какую-либо короткую информацию. От такого разрозненного восприятия наступают негативные последствия: снижается способность к анализу, растет зависимость от чужого мнения, развивается многозадачность (что больше минус, нежели плюс, потому как выполнять домашние задания и одновременно общаться с другом в соцсети занимает больше времени, чем делать это по отдельности), развиваются стрессы и депрессии, сокращается способность к сопереживанию.
Специалисты в области информационной безопасности обычно разделяют цифровую компетенцию на 4 блока:
– информационная безопасность. Сюда включается защита от «клипового мышления», умение проверять достоверность информации. Сегодня все чаще говорят о таком пока диковинном навыке, как «информационная диета», когда человек умеет избегать лишней информации;
– коммуникативная безопасность – это культура сетевого этикета, цифровой имидж подростка. Каждый из нас оставляет «следы» на тысячах серверов: комментарии, фото и видео, о которых мы даже не помним. Сеть запоминает все и по этим следам формирует цифровой слепок пользователя. Чтобы узнать увлечения, мировоззрение, необязательно кого-то об этом расспрашивать. Специальная программа проанализирует все профили в социальных сетях и предоставит более точную информацию;
– техническая безопасность – подра-
зумевает улучшение навыков работы с электронными устройствами: телефонами, планшетами, компьютерами и серверами. От этого зависит, насколько надежно будут сохранены личные данные человека;
– потребительская безопасность. Сегодня в Интернете играют, учатся, работают, делают покупки. В силу сетевого характера это все осуществляется по-иному, чем в реальной жизни, тут действуют другие правила, традиции и даже законы. Чтобы не разочаровываться, пользователям нужно быть во всеоружии.
Об этом и многом другом школьники и родители узнают на Единых уроках по безопасности в Интернете. Инициатором их проведения в российских образовательных учреждениях выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко. Занятия проходят при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.
Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Если говорить о Великих Луках, то в образовательных учреждениях нашего города также пройдут тематические уроки, родительские собрания и другие мероприятия, связанные с этой насущной темой. Управление образования просит школьников пройти регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок»: www.Сетевичок.рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www.Родители.сетевичок.рф.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что цифровая грамотность – это умение искать, анализировать и потреб-
лять информацию безопасно для здоровья, а также справляться с рисками цифровой среды. Успех и благополучие ребенка в будущем определяется тем, насколько он научится сегодня быть успешным сетевым жителем. Это – данность нашего времени, от которой трудно спрятаться, ее нужно просто принять и действовать решительно.
С использованием материалов
Родители.сетевичок.рф.