20.06.18

М.В. Поморцев – первый преподаватель гимнастики в Великих Луках

Опубликовано на 23. Сен, 2015 в Без рубрики

Среди людей, внесших серьезный вклад в развитие образования в городе Великие Луки, обращает на себя внимание имя Михаила Васильевича Поморцева. Во многом благодаря ему, в Великолукском реальном училище с момента основания учреждения самое серьезное внимание уделялось вопросам физического воспитания.
26 апреля 1877 г. вышло высочайшее повеление об открытии в Великих Луках реального училища, а 30 августа оно было торжественно открыто. Руководство училища стремилось дать ученикам «действительно общее образование, развить в них все стороны души, не упуская из вида и физическое развитие». Гимнастика, наряду с пением и одним из новых иностранных языков (французским), официально являлась предметом необязательным. Однако если французским занималось 48 % обучающихся, то гимнастикой – 100 %. Причем, такая посещаемость оставалась постоянной на протяжение многих лет существования училища.
Почетный гражданин Великих Лук, краевед А.П. Лопырёв отмечал, что если предметы, которые преподавались в реальном училище конца XIX – начала XX столетия, расположить по убыванию степени важности, т.е. по числу уроков в неделю, то, с точки зрения современности, картина получится совершенно невероятная. На первом месте математика – 32 урока, на втором немецкий язык – 30, на третьем – «что совершенно неожиданно!» – гимнастика – 28 уроков, далее русский язык – 27 уроков, рисование – 20, французский язык – 18, закон Божий – 13, история и география – по 13, физика и естествознание – по 12, черчение – 11, чистописание – 4, космография – 1. Таком образом, гимнастикой занимались все классы четыре раза в неделю.

Здание Великолукского реального училища 1877 г.

Здание Великолукского реального училища 1877 г.

Гимнастику в училище преподавали помощники классных наставников. Согласно специальной инструкции, разработанной для них директором училища Евграфом Яковлевичем Корчак-Гречиной, во время большой перемены один из помощников классных наставников оставался в самом заведении, а другой отправлялся для занятий с учениками гимнастикой или фронтовым учением. Если же имелся отдельный преподаватель для занятий, то один из помощников оставался вместе с учениками во время их проведения.
Первым преподавателем гимнастики в училище, а значит и в городе, был Михаил Васильевич Поморцев, 1850 года рождения, дворянин. Он получил образование в Московской учительской семинарии военного ведомства, после окончания которой в 1869 г. начал службу учителем в Московской военной прогимназии. С 1870 г. перешел на службу в подобное же учебное заведение города Пскова, где кроме обязанностей преподавателя выполнял и функции воспитателя. В 1873 г.
М.В. Поморцев за выслугу лет был произведен в чин коллежского секретаря, а в 1875 г. – в чин титулярного советника по старшинству. С 5 августа 1877 г. М.В. Поморцев назначается на должность помощника классных наставников только что открывшегося Великолукского реального училища. Сверх того он был допущен до преподавания чистописания в 1-ом и 2-ом классах, гимнастики, а позднее и арифметики в 1-ом классе, причем последнюю одновременно преподавал и в Великолукской женской прогимназии.
В первый же год работы реального училища М.В. Поморцевым была подготовлена программа по гимнастике для первого и второго классов на 1877-1878 гг. Вероятно, программа была составлена на основе книги «Гимнастическая школа Ниггелера». Так как данная программа первая из известных нам по вопросам физического воспитания для великолукских учащихся, то остановимся на ее характеристике подробнее.
Программа состояла из двух частей: фронтовое учение и вольные движения. Фронтовое учение включало в себя различные строевые упражнения. Это построение учеников в шеренгу, ранжир, правый и левый фланги, фронт, равнение по команде «смирно». Кроме того, повороты налево, направо, во фронт, кругом, вполоборота налево и направо, размыкание и смыкание рядов. А также хождение и бег на месте и с места, повороты во время ходьбы и бега, захождения правым и левым плечом вперед в одну и две шеренги. Наконец, предполагалось умение учащихся построения в колонны справа, слева и во фронт, смыкание и размыкание колонны. Особо отмечалось, что хождение и бег должны были производиться, во-первых, с движение рук («ударение ладони, вытягивание рук, качание и кружение рук»), во-вторых, «хождение на носках, сгибание колена вперед и вверх с вытягиванием ноги вперед, бега – ноги прямо вперед и назад, сгибания колена вверх и назад». И, в-третьих, ходьба должна была сопровождаться исполнением песен, разученных на уроках пения.
Вторая часть программы – вольные движения – представляла собой собственно гимнастические упражнения. Сначала реалисты получали знания о предварительных правилах, необходимых для соблюдения во время гимнастики и после нее, а также сведения о разделение вольных упражнений на простые и сложные. Кроме того, информацию об основных и выходных положениях и движениях рук и ног при гимнастике. Далее следовал целый комплекс упражнений. Начинались они с движения головой: наклоны вперед, назад, в стороны, простые повороты в стороны, а также с наклонами вперед и назад, кружение. Потом следовали движения кистями и пальцами: сгибание верх и вниз, вытягивание, кружение, разведение и сведение. Далее шли движения для развития рук, плеч и грудной клетки. Они включали в себя упражнения для развития мускулатуры рук (сгибание, вытягивание и отталкивание), для развития плечевого сустава (вращение рук вверх и вниз, в стороны и перед телом, сведение и разведение плеч, кружение плеч). А также для укрепления и расширения грудной клетки и грудных органов, расположенных вблизи плечевого сустава (разведение, сведение и кружение рук). Следующим видом упражнений были движения туловищем: наклоны вперед, назад, в стороны, а также различные повороты и наклоны, кружение. И, наконец, завершающим видом вольной части гимнастики были «движения нижних конечностей». Они представляли собой движения ступнями (поднимание и опускание тела на носках и др.), движение вытянутою ногою (хождение на месте, поднимание и кружение ног), движения, сгибающие и разгибающие ноги (сгибание колен, выпады и приседания), прыжки и бег на месте и с места.
Программой специально оговаривалось, что в первом и втором классах упражнений на гимнастических снарядах производиться не будет, так как ученики к ним пока еще не готовы. В более поздних отчетах о работе училища отмечалось, что помимо общей гимнастики, проводимой ежедневно во время большой перемены в особом гимнастическом зале, преподавалась и частная гимнастика – для каждого класса в особо назначаемые часы. Она и включала в себя занятия с использованием различных гимнастических снарядов.
За годы работы в Великолукском реальном училище М.В. Поморцев зарекомендовал себя с наилучшей стороны, о чем свидетельствуют его заслуги и награды. В 1880 г. ему была выражена признательность инспектора Петербургского учебного округа, в следующем году Правительствующий Сенат пожаловал чин коллежского асессора, в 1884 г. чин надворного советника за выслугу лет. В 1882 г. и в 1890 г., соответственно, Михаил Васильевич за отличное усердие и особенные труды был пожалован в кавалеры ордена Святого Станислава III-ей и II-ой степени. В 1889 г. и в 1911 г. – в кавалеры ордена Святой Анны III-ей и II-ой степени. В 1907 г. за 35-летнюю безупречную службу М.В. Поморцев был награжден орденом Святого Владимира IV-ой степени, а также в 1889 г. был награжден серебряной медалью на Александровской ленте для ношения на груди в память царствования императора Александра III. В 1908 г. М.В. Поморцеву была выдана медаль Красного Креста в память участия общества в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Судя по формулярным спискам по службе, подобного перечня заслуг не имел ни один преподаватель училища. Распоряжением попечителя Петроградского учебного округа в 1895 г. М.В. Поморцев оставлялся на службе по выслуге 25 лет, спустя пять лет – по выслуге 30 лет. Завершил службу в реальном училище по собственному желанию в июне 1914 г. в возрасте 64 лет.
Известный историк, Почетный гражданин Великих Лук М.И. Семевский в своей работе «Великолукские учебные заведения в 1883 г.» отмечал некоторые личные и профессиональные качества М.В. Поморцева: «Коллежский асессор П* – учитель чистописания и гимнастики в училище, а также арифметики в низших классах, немножко суров, как кажется, в обращении с воспитанниками, что объясняется тем, что он перешел из бывшего во Пскове военного училища, но в исполнении своих обязанностей аккуратен и весьма усерден».
После увольнения из реального училища за педагогическую службу М.В. Поморцев получал пенсию в размере 540 руб., продолжал работать учителем младших классов в женской гимназии, состоял членом Великолукской городской управы, был награжден медалью в честь 300-летия Дома Романовых.
Михаил Васильевич был женат на Александре Ивановне Пульхеровой, дочери известного великолукского священника, просветителя и краеведа Ивана Михайловича Пульхерова. Выполнял функции церковного старосты при Успенской кладбищенской церкви, с которой многие десятилетия была связана служением семья Пульхеровых. В семье воспитывались четверо детей. Старшая дочь Любовь (род. 1883 г.) стала врачом, Ольга (род. 1889) обучалась на высших курсах, Михаил (род. 1896) получил образование в Великолукском реальном училище. Младший сын Рафаил после революции проживал в г. Ачинске и работал счетоводом в школе, был арестован 21.09.1937 г. и содержался в Ачинской тюрьме, расстрелян 29.11.1937 г. в г. Ачинске, реабилитирован 13.10.1956 г. Красноярским краевым судом.
Судьба Пульхеровых-Поморцевых требует дополнительного изучения.

В статье использованы материалы,
любезно предоставленные Д.А. Касаткиным.